Машиностроение Украины и мира

Украина: стоит ли инвестировать в индустриальные парки

Свою нишу в Закарпатской области “Атолл-Холдинг” занял еще в 2001 г., открыв автомобильный завод “Еврокар”. На этом компания решила не останавливаться и в начале 2012 г. заявила о намерении создать в с. Соломоново, где расположен завод, еще и автомобильный индустриальный парк (ИП).

На территории площадью 41 га, рядом с заводом, “Атолл-Холдинг” всерьез взялся за развитие площадки, на которой, кроме него, могли бы быстро создать производства еще десятки компаний.

Мишень – мировые лидеры рынка комплектующих. Их приход в Украину позволил бы “Еврокару” использовать автокомпоненты мировых производителей, сделанных в непосредственной близости от завода. Модель уже опробована в России. Там автопроизводители стали первыми, кто сумел создать концентрированное производство авто и комплектующих к ним на небольших территориях. Например, в Калужской области расположено сразу три индустриальных парка по производству автомобилей – “Грабцево”, “А-Парк” и “Калуга-Юг”.

“Еврокар” ведет переговоры уже с 15 игроками. По подсчетам Владимира Панова, директора компании “Сэзпарксервис”, которая управляет ИП “Соломоново”, приход этих компаний может привлечь в Украину до $100 млн. прямых инвестиций и создать 5000 рабочих мест.

Чтобы сделать свою площадку привлекательной для другого бизнеса, “Сэзпарксервис” вкладывает в инфраструктуру, за свои деньги строит пожарное депо и т. д.

Но сейчас “Сэзпарксервис” – на распутье. 4 сентября вступил в силу Закон Украины “Об индустриальных парках”, и компания должна решить: подтверждать свой статус ИП в ответственном за это Государственном агентстве инвестиционных проектов или нет. “В нашем случае название “индустриальный парк” было совершенно условное. Мы могли назвать это территорией автомобильного кластера, техноиндустриальным парком и т. п.”, – говорит Панов. Но искушение попытаться попасть в Реестр индустриальных парков – велико.

Статус ИП позволит “Сэзпарксервису” как управляющей компании претендовать на госпомощь, компенсацию льгот по кредитам, а потенциальным резидентам ее индустриального парка – надеяться на таможенные и налоговые льготы. С другой стороны, Панову и коллегам придется включиться в массу бюрократических процессов, которые в Украине редко оказываются благом для бизнеса.

Глава Госинвестпроекта Владислав Каськив обещает, что никаких проблем при регистрации проектов ИП у их инициаторов не возникнет. “Закон радикально повысит инвестиционную привлекательность Украины, и даст ей возможность на протяжении следующих 4 лет привлечь в экономику около $8 млрд. прямых инвестиций”, – обещает он.

Госинвестпроект уже разработал перечень из 10 государственных индустриальных парков (они, судя по всему, попадут в Реестр автоматически). “Мы надеемся, что тем самым мы подадим пример частному бизнесу, и он пойдет по нашим стопам”, – говорит Каськив.

Пойдет ли? Есть, по меньшей мере, пять причин сомневаться в этом.

Причина №1. Период окупаемости проекта. Ключевая роль в постановке под названием “Сотвори успешный индустриальный парк в Украине” будет принадлежать инициатору их создания и управляющим компаниям.

Именно управляющие компании должны будут вложить в площадки миллионные инвестиции – чтобы довести их до нужной степени совершенства, способного стимулировать приход компаний-постояльцев. А затем в течение всего периода работы индустриального парка (по закону – не меньше 30 лет) – оказывать этим “постояльцам” весь спектр услуг.

На сколько могут “потянуть” инвестиции? Чтобы создать парк по принципу Greenfield (то есть с нуля, “в чистом поле”) площадью 145 га неподалеку от трассы “Ровно – Костополь”, по предварительным подсчетам Госинвестпроекта, необходимо $4,14 млн. Аналогичная площадка площадью почти 200 га под Мелитополем “обойдется” в $3,2 млн.

Если ИП – государственный, местная власть может поучаствовать в создании инфраструктуры. Но все же коммунальные предприятия вряд ли потянут такие суммы – а значит, в роли управляющих компаний должен выступить в основном частный бизнес.

Вячеслав Холопов, региональный директор компании Knight Frank Russia & CIS, которая активно вовлечена в процесс создания ИП в России, говорит, что в этой стране такие парки окупаются по меньшей мере за 10 лет. Будущим украинским Каськив “дает” больше – от 8 до 15 лет.

Но даже в России долгий период окупаемости отпугивает частный бизнес, говорит Холопов. В Украине и подавно с долгосрочными инвестициями не сложилось.

К тому же, опыт ликвидации специальных экономических зон в 2005 г., говорит Панов, показал, что любые льготы и преференции могут быть отменены так же внезапно, как и введены. Обещаниям долгой счастливой жизни со стороны правительства бизнес давно не верит.

Причина №2. Работа с “чистого” листа. Создавать индустриальные парки частный бизнес может не только ради “прямого” заработка. Напротив, – в той же России он чаще вкладывается в них от безысходности. Индустриальные парки часто создают компании, являющиеся собственниками старых производственных активов, говорит Вячеслав Холопов.

Как правило, после оптимизации или закрытия производства освобождается большая часть площадей. Но продать всю землю со старой застройкой не так и просто. А потому, чтобы актив не простаивал, многие российские собственники, говорит Холопов, предлагают часть помещений и земель с готовыми коммуникациями другим компаниям – в аренду и на продажу.

Именно так создаются многие парки, построенные по принципу brownfield – созданные на территории, на которой раньше проводилась промышленная или коммерческая деятельность, где уже существует инфраструктура и подведены необходимые коммуникации.

К примеру, еще в 2003 г. компания российского бизнесмена Алексея Ереничева приобрела в Орловской области бывший сталепрокатный завод. Проведя специализацию производственных площадок, компания освободила несколько цехов. Сначала думала их продать, но затем пересмотрела свое решение. Самостоятельно обновила инфраструктуру, производственные площади и пригласила к себе резидентов. И теперь в своем индустриальном парке “Орел” выступает одновременно и резидентом, и девелопером, и управляющей компанией. Кроме нее в парке “проживают” компании по деревообработке, производству мебели, в том числе для ИКЕА.

Сегодня в России работает или пускается уже более 240 индустриальных парков. Холопов подходит к цифре скептично, говоря, что параметрам классического ИП реально соответствует не более 50 – остальные пользуются этим в маркетинговых целях. Но даже из этих 50 половина были созданы именно руками частного бизнеса.

По тому же пути развивались и мировые легенды – к примеру, крупнейший частный индустриальный парк Европы, Slough Trading Estate, был создан в 1925 г. на территории бывшего депо по ремонту армейского транспорта.

В Украине опыт россиян пока пытаются повторить пока только двое: “Атолл-Холдинг” с их ИП “Соломоново”, и компания UDP, у которой “простаивали” большие площади земли под Киевом. В результате, компания решила запустить проект IT-парка Bionic Hill. В рамках этого проекта UDP готова выступить девелопером и управляющей компанией на своем же земельном участке под Киевом, а руководство столицы обещает помочь в подведении коммуникаций и инфраструктуры.

В крупном масштабе опыт российского ИП “Орел” или британского Slough Trading Estate в Украине повторить, возможно, и не удастся. Согласно принятому закону, ИП может быть внесен в Реестр индустриальных парков только лишь при условии, что в его пределах отсутствует целостный имущественный комплекс, который позволяет совершать выпуск продукции.

Эта норма была прописана для того, чтобы на льготы, предусмотренные законом об индустриальных парках, не могли претендовать уже работающие предприятия, объясняет Каськив. “Создание индустриальных парков по принципу Brownfield будет возможно на территориях, которые не используются, как производственные”, – говорит он. Но размытая формулировка закона может “сузить” круг претендентов на статус ИП куда больше, чем на то рассчитывает глава Госинвестпроекта.

Причина №3. Стоимость услуг. Говоря о будущем индустриальных парков, Владислав Каськив пытается зарядить слушателя оптимизмом. Реестр индустриальных парков еще не создан, а у него на руках уже 34 предложения по их созданию, утверждает он. Причем в большинстве своем, инициатором выступает местная власть.

Возможно, активность местных органов и десяти площадок, предложенных Госинвестпроектом, и могли бы обеспечить неплохую статистику для отчетности. Но вопрос в том, не окажутся ли даже эти индустриальные парки мертворожденными.

С одной стороны, работа на Greenfield позволяет создать производственные помещения специально под каждого инвестора. Но есть и другая сторона медали – чем больше будет стоить создание инфраструктуры, тем дороже будут услуги парка для его резидентов. И наоборот.

Причина №4. Скорость создания бизнеса. Может не сработать и еще один важный фактор. “Главное, что привлекает бизнес к работе в индустриальных парках – это скорость оформления всех документов. В Чехии, к примеру, в тех парках, в которых побывал я, от принятия решения о строительстве производства до начала строительства проходит всего четыре месяца”, – говорит Александр Дудка, глава Харьковского регионального центра инвестиций и развития, входящего в состав Госинвестпроекта. Он уверен, что так же теперь будет и в Украине.

Директор департамента инвестиционной политики Госинвестпроекта Василий Федюк уверяет, что “время до рынка” сократится до 6-9 месяцев вместо нынешних 2-3 лет.

Но в самом законе нет ничего, что ускорило бы процесс прохождения всех формальных процедур. А значит, “второй Чехии” может не получиться.

Причина №5: Ручной режим выбора “правильных” парков. Чтобы “наплодить” в России даже 50 реально действующих парков, там не понадобилось принятия специального “стимулирующего” закона. Бизнес и местные власти начали создавать их по собственной инициативе еще пять-семь лет назад. Так же, как не понадобился такой закон Великобритании и ряду других стран, в которых подобные площадки сегодня пользуются большим спросом.

Когда в Воронежской области России частные инвесторы взялись за создание ИП “Перспектива” – одного из немногих построенных с нуля – бизнесмены сами обратились к местной власти. И та, заинтересованная в создании подобных “рассадников” бизнес-инициативы, предоставила парку целый перечень различных “скидок” – от льгот по налогу на прибыль (в части, подлежащей зачислению в областной бюджет) до предоставления областных гарантий по инвестиционным проектам.

В Украине подобная ситуация невозможна. “Я был мечтал, чтобы в моем городе появился индустриальный парк, но что я могу предложить инвестору и бизнесу?”, – риторически спрашивает президент Ассоциации малых городов Украины и мэр Украинки (Киевская обл.) Павел Козырев.

Единственные поступления, которыми может распоряжаться местная власть, по его словам, – это земельный налог и налог с доходов физических лиц. Но меньше 3% ставку арендной платы, по закону, устанавливать нельзя, а на таких условиях найти землю не сложно и за пределами парка. Что касается НДФЛ – он собирается лишь с уже работающих предприятий, а значит, для новых они большого интереса не представляют.

Во всем остальном предоставлять помощь может лишь Кабмин. Закон четко не прописывает – а Каськив не берется детализировать от себя, – о каких конкретно льготах может идти речь. “Это могут быть льготы по НДС и ускоренная амортизация основных средств”, – говорит глава Госинвестпроекта. Кроме того, резиденты ИП смогут беспошлинно завозить оборудование, необходимое для производства.

Но список оборудования – как и перечень льгот, и возможных субсидий – будет утверждаться Кабмином. То есть процесс предоставления госпомощи и льгот в Украине будет проходить в ручном режиме. При этом, как и компании “Сэзпарксервис”, каждому инициатору индустриального парка, нужно будет подтвердить его статус в специальном Реестре, вести который будет структура Каськива.

Руководитель юридического департамента Центрального избирательного штаба Объединенной оппозиции “Батькивщина” Павел Петренко считает, что это создает большой простор для коррупции в этой сфере.

В принятом законе нет четких критериев определения участников, которые могут работать на этом рынке, говорит он. Соответственно, большая часть рынка отдается на откуп чиновникам. “Очевидно уже сейчас, что в этот список “избранных” попадут только “свои”, – убежден он. – Фактически индустриальные парки будут представлять из себя некое подобие офшорной зоны для “своих” на территории Украины”. (Forbes-Украина/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version