Машиностроение Украины и мира

Европа: в 2012 году наблюдается резкий спад на автомобильных рынках

На фоне долгового кризиса резко снизились продажи на европейских автомобильных рынках. Западноевропейский автомобильный рынок демонстрирует отрицательную динамику десятый месяц подряд по итогам июля продажи автомобилей в регионе снизились на 8,2% до 970,3 тыс. шт. Согласно заявлению аналитиков компании JATO Dynamics, среди крупнейших автомобильных рынков Европы рост показала только Великобритания (+9,3%), тогда как в остальных странах зафиксировано падение от 5% в Германии до 26,1% в Испании. По итогам января-июля реализация автомобилей в Западной Европе составила более 8035 тыс. шт. на 4,9% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.

Из пяти крупнейших торговых площадок Евросоюза (ЕС) испанский, итальянский и французский автомобильные рынки демонстрируют по итогам I полугодия резко отрицательную динамику. Несмотря на общий рост, сильно замедлились темпы продаж автомобилей в Великобритании и Германии. Аналитики предупреждают, что текущая ситуация напоминает финансовый кризис 2008 г. Согласно информации Европейской ассоциации производителей легковых автомобилей, в I полугодии продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в ЕС снизились на 8%.

Французский, испанский и итальянский рынки продолжают сокращаться. Это связано с ростом уровня безработицы, обострением долгового кризиса в ЕС и ориентированием национальных производителей на европейского покупателя.

Согласно заявлению эксперта Center of Automotive Management Шт. Братцеля, “если семь из десяти автомобилей, изготовленных в Германии, отправляются на экспорт за пределы Евросоюза, то у французских, испанских и итальянских производителей, в частности Fiat и Peugeot Citroen, стратегия противоположная. До тех пор, пока не будет сделана окончательная ставка на развивающиеся рынки и закрыты лишние европейские заводы, производители будут терпеть убытки”.

Эксперты считают, что кризис европейского автомобильного рынка вызван как его перенасыщенностью, так и осторожностью самих европейцев. Они заявляют, что европейские рынки достаточно зрелые, и здесь наблюдается насыщение, то есть потребность европейцев в автомобилях в целом уже удовлетворена. Спрос на новые машины возрастает тогда, когда их покупка становится особенно выгодной. Например, когда падают ставки по автокредитам или проводится стимулирующая политика со стороны государства, как после финансового кризиса 2008 г. В настоящее время такие меры поддержки в Европе закончились. Из­за их отсутствия, а также из-за эффекта более высокой базы 2011 г. в ряде европейских стран прослеживается снижение продаж.

Важнейшим сдерживающим фактором роста рынка является поведение самих европейцев. На спрос на товары элитного пользования, к которым относятся автомобили, влияет так называемая уверенность потребителей, то есть видение своего бюджета в долгосрочной перспективе. В настоящее время новые кризисные явления в Европе влияют на финансовые рынки, банковскую политику, следовательно, происходит уменьшение потребительской уверенности. Население стремится воздержаться от покупки товаров длительного пользования, к которым относятся автомобили. Этим нынешняя ситуация очень напоминает финансовый кризис 2008 г., когда отмечалась похожая ситуация, считают аналитики.

Согласно данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), продажи автомобилей в I полугодии в Европе продолжают уверенно сокращаться и продолжают тенденцию, отмеченную в I полугодии 2011г., когда количество новых автомобилей, проданных в западноевропейских автосалонах, составило 7,12 млн. машин (-2,1%). Рост продаж в I полугодии 2011 г. в Германии (+10%) и стагнация во Франции (+1%) не смогли компенсировать падение спроса на других крупнейших рынках Европы Великобритании (-7%), Италии (-13%) и Испании (-27%). Лидерами падения стали рынки трех “проблемных” стран Еврозоны Греции, Испании и Португалии. В лидерах роста в I полугодии 2011 г. находились традиционные для этого списка мелкие рынки Прибалтики и Болгарии, а также автомобильный рынок Ирландии (+31%).

Как заявил профессор кафедры экономики автомобильной промышленности Университета Дуйсбурга Эссена Ф. Дуденхоффер, экономическая рецессия уже добралась до производителей автомобилей, и когда она ударит по ним с размаха, остается лишь вопросом времени. Данная ситуация в полной мере отражает всю серьезность происходящего в Европе спада. Далее он продолжил, что 2012 г. “и несколько следующих лет станут одним из самых ужасных периодов для европейской автомобильной промышленности за последние два десятилетия”.

Профессор Ф. Дуденхоффер прогнозирует, что в 2012г. совокупные продажи легковых машин в Европе сократятся до 12,8 млн. шт., а в 2013 г. этот показатель станет еще меньше 12,6 млн. машин. Для сравнения, еще в 2007 г. здесь было продано 14,7 млн. автомобилей, а в 2011 г. 13,5 млн. Для возврата к этим объемам местным компаниям понадобится около пяти лет. Он уверен, что “мы станем свидетелями закрытия далеко не одного автомобильного завода в Европе”.

С наибольшими трудностями в ближайшие годы столкнутся те компании, которые продают более 50% своей продукции в Европе. К ним, в частности, относятся многие французские производители Peugeot Citroen и Renault, а также итальянская группа Fiat, германская компания Opel и европейская дочерняя компания Ford Motor Cо.

Французский концерн PSA не единственный европейский производитель автомобилей, по которому кризис уже сильно ударил. В самой компании ожидают, что в течение 2012 г. общие продажи автомобилей в Европе упадут на 8% дополнительно к сокращению на 23% за последние пять лет.

В настоящее время продажи новых автомобилей в Европе продолжают снижаться, однако не так значительно, как в предыдущие месяцы года. В июне продажи новых автомобилей на европейском рынке сократились на 2% относительно соответствующего месяца прошлого года и на 6,6%, если сравнивать полугодия, сообщило аналитическое агентство JATO Dynamics.

Только два из пяти главных рынков Европы показали прирост по итогам июня в годовом исчислении Германия (+2,9%) и Великобритания (+3,5%). Продажи новых автомобилей во Франции незначительно сократились на 0,6%, в то время как продажи в Италии и Испании существенно снизились на 24,5% и 12,3% соответственно.

Всего 11 из 30 стран Европы, по данным JATO Dynamics, увеличили продажи в июне по сравнению с июнем прошлого года, а самый значительный прирост показал автомобильный рынок Нидерландов (+52,1%).

В июле среди продуцентов автомобилей наибольшее количество автомобилей продал Volkswagen 133,5 тыс. шт., что на 3,4% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Второе место у Ford (69,9 тыс., -15%), а на третьем месте Peugeot (62,8 тыс. шт., -14,1%). Замыкают “пятерку” лидеров Opel/Vauxhall (62359 шт., -15,1%) и Renault (62148 шт., -19,9%).

Три брэнда из “десятки” лидеров европейского автомобильного рынка показали прирост продаж легковых автомобилей в июне, в том числе сохранившая лидерство компания Volkswagen (+4,7% относительно июня 2011 г. здесь и далее), Audi (+8,1%) и BMW (+0,6%). В “тройку” лидеров, помимо “Volkswagen”, также вошли Opel/Vauxhall (-12,6%) и Renault (-6,8%). В то же время Ford и Fiat показали самое большое падение продаж по сравнению с июнем прошлого года на 17,2% и 18,2% соответственно.

Среди марок, не входящих в “десятку” лидеров рынка, положительные показатели у Skoda, Toyota, Hyundai, Nissan и Kia. При этом наиболее позитивная динамика отмечена у южнокорейских марок: Hyundai увеличила продажи на 23,2% по сравнению с июнем 2011 г., а Kia на 18,9%.

Volkswagen Golf остается самой популярной моделью в Европе, несмотря на падение продаж на 4,2% по сравнению с июнем прошлого года. На втором месте расположилась Opel Corsa (-11,8%), а на третьем Volkswagen Polo (-12,3%). Лучший прирост продаж у BMW 3-Serie (+18,7%), а наибольшее снижение у Ford Focus на 29,6% по сравнению с июнем 2011 г. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version