Машиностроение Украины и мира

Малайзия: автомобильный рынок растет, 2010-2012 годы

Автомобилестроение Малайзии является в настоящее время одним из самых развитых в АСЕАН. Хотя численность населения в этой стране невелика по масштабам ЮВА (около 29 млн. жителей), в 2010 г. продажи легковых автомобилей на малайзийском рынке превысили 605 тыс. шт., т. е. были наибольшими в регионе (в 2012 г. они должны достигнуть 615 тыс. шт.).

Более 90% производимых и собираемых в стране автомобилей предназначаются для внутреннего рынка. Основными национальными продуцентами являются компании Proton и Perodua, совокупная доля которых в общих продажах легковых машин на малайзийском рынке превышает 70%. Что же касается грузовых автомобилей, то в этом сегменте малайзийского рынка доминирующие позиции занимают иностранные поставщики.

Согласно имеющимся прогнозам, в 2010-2015 гг. производство автомобилей в Малайзии будет возрастать на 7% ежегодно. В этот период в стране должны появиться компании, капитал которых будет полностью иностранным. Кроме того, ожидается отмена пошлин во взаимной торговле государств АСЕАН и заключение Малайзией соглашений о свободной торговле с Японией, КНР, Австралией и Новой Зеландией. Все это создаст новые возможности для продуцентов автомобилей и работающих с ними поставщиков оборудования.

Несмотря на многочисленные меры, принятые правительством Малайзии для либерализации рассматриваемого рынка (к ним можно отнести и Национальную стратегию по автомобилестроению на 2010-2020 гг.), автомобильная промышленность страны остается сильно защищенной от иностранной конкуренции. В настоящее время разрабатывается проект новой, более либеральной национальной политики в этой отрасли, которая должна прийти на смену действующей в конце года.

Лидером на малайзийском рынке автомобилей является компания Perodua, продавшая в 2011 г. около 180 тыс. машин и контролирующая примерно 30% указанного рынка, на втором месте находится Proton – соответственно 159 тыс. шт. и 26,4%. За этими двумя национальными продуцентами следуют японские фирмы Toyota и Honda, реализовавшие в прошлом году соответственно 86,9 тыс. и 32,5 тыс. автомобилей.

Proton была недавно приватизирована; 50,01% ее акций приобрела крупная частная малайзийская группа DRB-Hicom, занимающаяся сборкой и продажей автомобилей. Данная группа тесно связана с компаниями Volkswagen, Mercedes-Benz, Honda, Isuzu и Suzuki.

Преобладающая часть капитала фирмы Perodua принадлежит малайзийским инвесторам. Фирма имеет в Малайзии 8 автомобильных заводов.

Чтобы освободиться от части таможенного обложения, многие иностранные продуценты автомобилей переводят их сборку в Малайзию. Большинство сборочных операций в стране осуществляют DRB-Hicom, Sim Darby и Naza. Сеть малайзийских поставщиков автомобильных комплектующих насчитывает около 690 предприятий, из которых 227 работают в основном на Proton и 161 – на Perodua.

Малайзийские поставщики автомобильных комплектующих производят свыше 5 тыс. видов различных компонентов. Продукция более половины этих поставщиков отвечает требованиям международных стандартов TS16949 и ISO14000 (по качеству и экологическим характеристикам).

В Малайзии активно действуют такие европейские продуценты автомобилей, как PSA Peugeot Citroen, Volvo, Merсedes и Volkswagen, но доминируют на этом рынке японские компании (одна из них – Daihatsu имеет долю участия в капитале Perodua). Полагают, что по объему продаж на данном рынке в 2012 г. первое место среди европейских поставщиков должна занять французская фирма Peugeot. Она создала в Куала-Лумпуре региональный центр для АСЕАН по продажам и послепродажному обслуживанию, региональный центр обучения и центр технической помощи.

Правительство Малайзии придает большое значение развитию в стране “зеленых” технологий. Начатая им в июле 2009 г. “Зеленая программа” станет одним из ориентиров, которые определены для экономики Малайзии на ближайшее десятилетие. В рамках этой программы будет, в частности, развиваться рынок электрических и гибридных автомобилей, что позволит властям страны уменьшить предоставляемые в настоящее время cубсидии на топливо. В бюджете 2012 г. для продуцентов указанных автомобилей предусмотрены такие поощрительные меры, как освобождение от импортных пошлин и акцизных сборов. Они дадут им возможность понижать цены и расширять круг покупателей.

Положительный эффект от указанных стимулирующих мер можно продемонстрировать на примере гибридных автомобилей. В 2011 г. их продажи в Малайзии составили 8334 шт. против 328 в 2010 г. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version