Машиностроение Украины и мира

Швеция: компания-банкрот Saab Automobile обвинила General Motors

Компания SWAN (Нидерланды) от имени дочерней компании Saab Automobile (Швеция), объявленной банкротом в декабре 2011 г., подала иск против американского автомобильного концерна General Motors (GM) с требованием компенсации в $3 млрд.

SWAN обвиняет GM в незаконных действиях, направленных на избежание конкуренции с Saab Automobile на рынке КНР и доведение шведской компании до банкротства. По мнению представителей Saab, банкротство компании было вызвано, в частности, тем, что GM помешал заключению между Saab Automobile, Spyker и китайской инвестиционной компанией Youngman сделки, которая бы позволила Saab Automobile провести реструктуризацию и сохранить кредитоспособность.

Saab AB была образована в 1937 г., штаб-квартира компании располагается в Стокгольме, штат сотрудников достигает 13,3 тыс. человек. Изначально компании принадлежал продуцент автомобилей Saab Automobile, в 1990 г. купленный американским концерном General Motors. В 2010 г. компания была продана нидерландской фирме Spyker Cars, позже переименованной в Swedish Automobile N.V. (SWAN).

В период мирового финансового кризиса компания переживала серьезные трудности и по итогам 2010 г. опубликовала отрицательные финансовые результаты. В апреле 2011 г. конвейер остановился из-за долгов перед поставщиками комплектующих. В мае 2011 г. Spyker нашел китайского партнера по восстановлению производства Saab, им стала компания Pang Da Automobile Trade Co. О своей готовности инвестировать в Saab неоднократно заявлял российский бизнесмен В. Антонов, который, однако, был исключен из числа акционеров Spyker под давлением General Motors.

Таким образом, в декабре 2011 г. SWAN подала в окружной суд Венерсборга ходатайство о признании банкротом компаний Saab Automobile, Saab Automobile Tools и Saab Powertrain, поскольку найти финансирование для реструктуризации Saab так и не удалось. Согласно официальным данным, долги Saab составили до $2 млрд.

В декабре 2011 г. китайская компания Zhejiang Youngman Lotus Automobile отправила последний запрос шведской стороне. Тогда потенциальный инвестор сделал, казалось бы, предложение, от которого невозможно было отказаться. Компанию, стоящую на краю пропасти, хотели приобрести за $730 млн. Китайские партнеры желали скорее реанимировать, нежели выкупить Saab; был составлен подробный план по спасению шведского продуцента. Более того, на счет Saab поступил первый транш в $5 млн. Планировалось, что сумма поможет погасить задолженности по зарплате.

Однако вскоре Saab после длительных переговоров с компанией Zhejiang Youngman Lotus Automobile подала заявление о собственном банкротстве в окружной суд.

Причиной остановки переговоров и отказа от плана по спасению Saab послужило вмешательство концерна General Motors. Шведская компания до сих пор использовала некоторые технологии GM в процессе производства, а американская корпорация, в свою очередь, заявила о своем нежелании с кем­либо делиться.

В июне было сообщено, что другие китайские инвесторы после нескольких месяцев беспрерывных попыток все же заполучили Saab. Для покупки шведских активов заинтересованной стороне пришлось создать отдельную компанию. Таким образом, покупатели из КНР прикрылись брэндом National Electric Vehicle Sweden AB (NEVS), специализирующимся на выпуске электромобилей. Детали сделки стороны предпочли оставить в секрете.

Согласно информации американского издания The Wall Street Journal, акции NEVS распределены следующим образом: контрольный пакет (51%) принадлежит китайской корпорации, занятой в сфере альтернативной энергетики; 49% акций находятся в распоряжении японского инвестиционного фонда.

Шведская пресса ранее сообщала, что 245 акциями компании из 500 владеет японо-китайский капитал, а оставшиеся 255 принадлежат главе юридической фирмы AС-Gruppen.

NEVS была зарегистрирована в Швеции менее чем за неделю до окончания срока принятия заявок (7 апреля) и успела стать последней из компаний, претендующих на покупку. При этом NEVS не претендует на приобретение завода по производству комплектующих. Продуцент электрокаров готов заплатить за Saab до $250 млн., но реальная сумма сделки остается неизвестной. В июне Youngman заявила, что по-прежнему заинтересована в покупке Saab и готова заплатить более $700 млн. за все активы Saab, включая завод по производству комплектующих.

NEVS планирует найти партнера для совместной разработки новых моделей шведской марки с традиционными силовыми установками, а основным претендентом на эту роль является индийская автомобилестроительная корпорация Mahindra & Mahindra, которой предложат заняться разработкой новой платформы для легковых автомобилей Saab под названием Phoenix. В настоящее время шасси готово примерно на 60%, при этом для того, чтобы довести конструкцию до серийного производства, потребуется около 2 млрд. шв. кр. ($285 млн.). Кроме того, подобное партнерство упростит Saab выход на индийский рынок.

Основной целью NEVS является выпуск под маркой Saab электромобилей. Первым таким автомобилем станет Saab 9-3 его оснастят японской электрической силовой установкой и поставят на конвейер в 2014 г. Затем появятся другие новые модели.

Продавать продукцию Saab станут по всему миру, однако основной упор будет сделан на КНР. Представители NEVS заявили, что на разработку и пуск в производство электромобилей консорциум располагает суммой в 7 млрд. шв. кр. ($997 млн.). Версии Saab с традиционными силовыми установками, как ожидается, также должны выйти на рынок к 2014 г. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version