Машиностроение Украины и мира

Канада: бизнес-самолеты Bombardier взлетной массой до 22,7 т

Группа Bombardier является в настоящее время единственным продуцентом бизнес-самолетов в Канаде и занимает третье место в мире по выпуску самолетов для гражданской авиации. Кроме того, она изготовляет оборудование для железнодорожного транспорта.

Стратегия Bombardier всегда носила наступательный характер. Начиная с Canadair (в 1986 г.), группа приобрела целый ряд компаний, создала производственные мощности за пределами Канады и предложила покупателям такие новые услуги, как долевое владение бизнес-самолетами. За 25 лет пребывания в данной сфере Bombardier осуществила 28 самолетостроительных программ и сейчас лидирует по отгрузкам тех бизнес-самолетов, с которыми она выступает на рынке. С учетом продукции фирмы Learjet (США), которую группа купила в 1990 г., Bombardier имеет в настоящее время 12 моделей самолетов деловой авиации, опережая по номенклатуре всех остальных продуцентов.

Из бизнес-самолетов максимальной взлетной массой до 22,7 т Bombardier производит Challenger-300 и Challenger-605, которые заполняют сегмент между ее легкими и среднегабаритными Learjet (cобираемыми и окончательно отделываемыми в США) и крупными машинами серии Global, максимальная взлетная масса которых превышает 22,7 т. Окончательная сборка и отделка Challenger производится в Дорвале (близ Монреаля).

Ниже приводятся стоимостные и некоторые другие характеристики самолетов Challenger (по состоянию на 2011г.):

Сhallenger-300 Challenger-605
Цена нового самолета (млн. $) 24,50 32,00
Дальность полета (тыс. км)/число пассажиров 5,7/8 7,4/6
Максимальное число пассажиров 10 13
Год ввода в эксплуатацию 2004 2007

Самолет Challenger-605 впервые был отгружен в 2007г., он заменил Challenger-604 и имеет более совершенную авионику, увеличенную дальность полета и улучшенный интерьер. Серия Challenger-600 производится группой с 1980-х годов; она была унаследована от канадского государственного продуцента самолетов Canadair и сохранила главное место в самолетном портфеле группы, послужив также базой для разработки CRJ – флагмана региональных самолетов Bombardier. По объему кабины, дальности полета и цене Challenger-605 конкурирует прежде всего с Falcon-2000LX (французской фирмы Dassault), Legacy-600 (бразильской Embraer) и в меньшей степени с G350 (американской Gulfstream).

Challenger-300 стал лидером в сегменте суперсреднегабаритных бизнес-самолетов с момента появления на рынке (в 2004 г.) и достиг пика продаж в 2008 г. В 2009 г. они сократились почти наполовину, в 2010 г. продолжали падать, а в 2011 г. увеличились на 27%. Некоторые аналитики считают, что отгрузки Challenger-300 вряд ли вернутся к уровню 2008 г., так как его ожидает возросшая конкуренция со стороны Citation X (фирмы Cessna), G280 (Gulfstream) и Hawker-4000 (Hawker Beechcraft Corporation), а также предстоящее соперничество с 2000S (Dassault) и Legacy-500 (Embraer).

Отгрузки самолетов Challenger (ед.)

Сhallenger-300 Challenger-605
2006 г. 55 29
2007 г. 51 35
2008 г. 59 44
2009 г. 33 36
2010 г. 29 38
2011 г. 37 43

Иностранные инвестиции в канадскую индустрию бизнес-самолетов представлены австрийской компанией Diamond Aircraft Industries GmbH, которая с 2008 г. работает в Канаде над сверхлегким самолетом D-Jet. Из-за финансовых проблем при разработке этот самолет пока остается несертифицированным. Недавно компания объявила о том, что большинство канадской доли в ее капитале приобрела Medrar Financial Group из Дубая, что позволит возобновить программу D-Jet. Он будет производиться в Лондоне (пров. Онтарио).

Что же касается инвестиций Bombardier за пределами Канады, то они довольно значительны и связаны в основном с производством компонентов для ее самолетов. Группа имеет предприятия в 25 странах, в том числе в Великобритании, где в Белфасте изготовляются фюзеляжи самолетов Challenger-300 и -605. Одним из последних построенных Bombardier объектов является завод в Керетаро (Мексика), вступивший в эксплуатацию в 2008 г. Он выпускает электропроводку и основные композитные конструкции для Learjet-85. В скором времени на данном предприятии планируется также производить задние секции фюзеляжа для новых моделей бизнес-самолетов Bombardier серии Global.

В авиакосмическом бизнесе Bombardier занято по всему миру около 30,3 тыс. человек, из них 17,5 тыс. работают в Канаде. Проектирование и сборку самолетов Challenger на предприятии в Дорвале осуществляют около 2,2 тыс. сотрудников. Авиакосмических инженеров в Канаде готовят (в том числе и для Bombardier) соответствующие факультеты двух монреальских университетов (McGill и Concordia), а техников – две специальные авиашколы. Одна из них – National Aerotechnical School располагает 30 самолетами и является крупнейшим образовательным центром такого рода в Северной Америке; одновременно в нем могут обучаться 1,3 тыс. студентов.

В настоящее время ключевыми направлениями деятельности, обеспечивающими ей к тому же наиболее высокую добавленную стоимость, Bombardier считает проектирование, интегрирование и окончательную сборку. Производство же узлов и компонентов осуществляют ее многочисленные предприятия за границей, тогда как ранее группа имела вертикально интегрированную модель бизнеса, не ориентированную на аутсорсинг.

Большинство узлов и частей для Challenger изготовляется сейчас за пределами Канады – либо на собственных заводах группы, либо на предприятиях ее поставщиков, которых насчитывается более 1,2 тыс.

Bombardier имеет тесные связи со своими поставщиками и при разработке новых технологий часто заключает с ними рискоразделяющие партнерские соглашения. Последние стали широко применяться группой с 1993 г., когда разрабатывался самолет Global Express. Эти соглашения не только позволяют группе концентрировать внимание на ключевых операциях, но и содействуют превращению ее поставщиков в компетентных системных интеграторов. В качестве примера можно привести компанию GKN, которая проектировала и сертифицировала гондолы для Challenger-300, а также Messier-Bugatti-Dowty, подготовившую для того же самолета шасси.

Помимо конкретных прикладных исследований, связанных, например, с применением композитных материалов в самолете Learjet-85 и улучшением кабины экипажа в Global Vision, Bombardier осуществляет (совместно с университетами и другими партнерами) фундаментальные и стратегические исследования, результаты которых могут применяться при разработке и производстве различных самолетов.

При столь большом числе выпускаемых моделей их усовершенствование или разработка совершенно новых самолетов требуют от группы значительных технических и финансовых ресурсов. Некоторые аналитики полагают, что одновременная работа сразу над несколькими программами помешала Bombardier разработать абсолютно новую замену для ее самолета Challenger-605. По оценке самой группы, за последние 25 лет она израсходовала на различные свои программы и общие исследования в сфере АРКП и транспорта более 4 млрд. кан. долл.

В последние пять лет Bombardier концентрируется на экономичном производстве, чтобы повысить эффективность своих операций. Она стала также применять новые методы планирования качества и логистики, что, по утверждению группы, помогает ей оставаться рентабельной, несмотря на трудные экономические условия для деятельности. Совершенствуется и послепродажное обслуживание самолетов Bombardier, доля которого в доходах группы от авиакосмического бизнеса возросла к настоящему времени до 20% (с 16% в 2006 г.).

В настоящее время Bombardier больше концентрируется на тяжелых бизнес-самолетах Global (с большой кабиной и высокой дальностью полета), спрос на которые, как считает группа, имеет наибольший потенциал для роста. Чтобы успешнее конкурировать в данном сегменте рынка, Bombardier разработает две новые серии Global; их отгрузки запланированы на 2016 г. и 2017 г. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version