Машиностроение Украины и мира

Китай: автомобильные брэнды

По сообщению информационного агентства Bloomberg News, китайская государственная фирма BAIC готова предложить субсидию в $1 млн. предпринимателям, которые согласятся на создание дилерской сети для ее автомобильного брэнда Beijing. Хотя предлагаемая сумма покрывает около 3/4 стоимости одного автосалона, указанная фирма испытывает значительные трудности в поиске требуемых кандидатов (их общая численность к концу года должна составить 150 человек). Зато у ее материнской компании Beijing Automobile Works, имеющей совместные предприятия с Daimler AG (Германияф) и Hyundai Motor Co (Республика Корея), подобные трудности полностью отсутствуют (даже без предоставления субсидий).

Три десятилетия назад в КНР были установлены правила, в соответствии с которыми иностранные продуценты автомобилей могли создавать в этой стране совместные предприятия с китайскими компаниями. К настоящему моменту очевидно, что, хотя указанная стратегия способствовала привлечению в отрасль инвестиций и созданию миллионов рабочих мест, она мало что сделала для появления в Китае новых достаточно сильных национальных автомобильных брэндов.

Овладеть за истекшие 30 лет (в обмен на доступ к рынку) какими-либо ключевыми технологиями производства автомобилей китайским компаниям так и не удалось. Об этом, в частности, заявляет фирма Lifan Industry Group Co, базирующийся в Чунцине китайский продуцент легковых машин и мотоциклов. По ее мнению, национальное автомобилестроение все еще находится в начальной стадии развития.

За последние два года доля китайских автомобильных брэндов на внутреннем рынке сократилась на 1/4. Это связано с тем, что потребители Поднебесной часто отдавали предпочтение автомобилям, производимым такими иностранными компаниями, как General Motors и Volkswagen. С усилением проникновения заграничных брэндов в небольшие города КНР в ближайшие три года могут прекратить деятельность около половины китайских продуцентов автомобилей (общее число последних составляет в настоящее время 171).

Согласно оценке Ассоциации китайских продуцентов автомобилей, в июле удельный вес отечественных брэндов в общих продажах легковых машин в КНР уменьшился до 37% (с 49,2% в январе 2010 г.), а брэндов иностранных компаний и совместных предприятий, чья продукция отличается большей технологичностью и в ряде случаев лучшим дизайном, увеличился до 63%.

Аналитики считают, что конкурентоспособные национальные брэнды автомобилей не появились в КНР потому, что китайские компании позволили вовлечь себя во все возрастающую зависимость от прибылей, получаемых от производства по заказам иностранных фирм. Последние не торопятся передавать китайским партнерам ключевые технологии, и это, судя по всему, не особенно беспокоит большинство китайских государственных продуцентов автомобилей, внимание которых больше приковано к увеличению объемов продаж и загрузки мощностей.

Мало кто сомневается в том, что создание совместных предприятий способствовало развитию автомобилестроения КНР. В 2009 г. эта страна обошла США в качестве крупнейшего в мире рынка по продажам новых автомобилей (в 2011г. они превысили 18 млн. шт.). В отрасли работает в настоящее время около 30 млн. человек, или примерно 11% всей рабочей силы Китая. Большинство крупнейших в мире автомобильных фирм собирают сегодня их машины в КНР, выпуская в общей сложности около 410 моделей, т. е. больше, чем в какой-либо другой стране. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version