Машиностроение Украины и мира

Франция: Dassault Аviation на рынке самолетов для деловой авиации

Французская Dassault Аviation, одна из старейших частных самолетостроительных компаний мира, является единственным в Европе продуцентом полностью собранных самолетов для деловой авиации. Она была создана в 1936 г. для производства боевых самолетов и первый бизнес-самолет изготовила в 1963 г. Dassault Aviation входит в состав Groupe Dassault и до 1980-х годов включала Dassault Systemes, фирму, производящую программное обеспечение (в формате 3D) для промышленного проектирования и управления жизненным циклом изделия. Это обеспечение используется также другими продуцентами самолетов и компаниями по выпуску промышленного оборудования.

Из бизнес-самолетов максимальной взлетной массой до 22,7 т Dassault производит Falcon-2000 и -900. За последние пять лет появились различные модификации этих двух серий, которые имеют по меньшей мере трансконтинентальную дальность полета и при определенных условиях могут совершать беспосадочные перелеты через Атлантику. Такие модели конкурируют с другими самолетами деловой авиации, предназначенными для протяженных маршрутов.

Ниже приводятся данные, характеризующие бизнес-самолеты Falcon максимальной взлетной массой до 22,7 т (I – цена, млн. $; II – дальность полета, тыс. км/число пассажиров; III – максимальное число пассажиров в конфигурации высокой плотности; IV – год ввода в эксплуатацию):

I II III IV
Falcon-50EX 5,6/8 19 1996
Falcon-900DX 38 7,7/6 19 2005
Falcon-900EX EASy 42 8,4/6 19 2004
Falcon-900LX 39 8,8/6 19 2010
Falcon-2000 5,5/8 12 1994
Falcon-2000DX 30 6,0/6 12 2008
Falcon-2000EX EASy 7,0/6 12 2004
Falcon-2000LX 32 7,4/6 12 2009
Falcon-2000S 25 6,2/6 10 2013

Начав производство бизнес-самолетов, Dassault концентрировалась на выпуске среднегабаритных и крупных машин, что давало ей возможность выгодно инвестировать средства в инжиниринг высокого уровня и продавать свои передовые технологии. Falcon-2000 и -900 могут конкурировать с более тяжелыми бизнес-самолетами, ибо при их изготовлении используются технологии и оборудование, позволяющие сократить массу, повысить топливную эффективность и улучшить аэродинамику этих машин. По цене и дальности полета Falcon-2000LX сопоставим с Challenger-605 (группы Bombardier), но требует меньшей полосы для взлета и приземления. Кроме того, его рабочая высота полета и грузоподъемность соответственно на 1800 м и 454 кг выше.

Falcon-900 конкурирует с еще более крупными и рассчитанными на более значительную дальность полета бизнес-самолетами и сохраняет собственную нишу. Его основными конкурентами являются G450 (компании Gulfstream) и Global-5000 (Bombardier).

Dassault тяготела к производству среднегабаритных и крупных бизнес-самолетов еще и потому, что исторически их рынок был менее подвержен воздействиям общих спадов в экономике. Даже во время последнего глобального кризиса спрос на указанные машины снизился в меньшей степени, чем на легкие и сверхлегкие бизнес-самолеты.

Dassault вошла в последнюю рецессию с большим портфелем заказов, накопленным до 2009 г. По этой причине только она и Embraer смогли в 2009 г. увеличить производство бизнес-самолетов. Более того, несмотря на отрицательный нетто-приток заказов, обусловленный их аннулированием в 2009-2010 гг., Dassault побила в эти годы все предыдущие рекорды Falcon по отгрузкам всех его моделей, вместе взятых. В 2011 г. общее производство сильно сократилось по сравнению с 2010 г., но примерно соответствовало его среднегодовому уровню последних 10 лет.

Отгрузки самолетов Falcon в 2006-2011 гг. (ед.)

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Falcon-50EX 5 2 1
Falcon-900DX 4 10 4 1 3
Falcon-900EX EASy 16 18 19 17 17 1
Falcon-900LX 4 11
Falcon-2000 6 1
Falcon-2000DX 3 1
Falcon-2000EX EASy 30 33 24 3
Falcon-2000LX 23 30 20
Итого 61 64 51 45 54 32
Falcon-7X* 6 21 32 41 31
Общий итог 61 70 72 77 95 63

* – Самолет Falcon-7X имеет максимальную взлетную массу, превышающую 22,7 т, и с 2009 г. является лидером в отгрузках бизнес-самолетов Dassault.

В отличие от большинства продуцентов бизнес-самолетов Dassault до сих пор производит крупные части и узлы этих машин на собственных предприятиях во Франции. После сборки и летных испытаний в Мериньяке самолеты Falcon совершают испытательный полет через Атлантику в американский Литтл-Рок (шт. Арканзас), где Dassault Falcon Jet (дочернее предприятие Dassault) производит их окончательную доводку. Активно используемые Dassault программное обеспечение для автоматизированного проектирования в формате 3D, системы компьютеризованного интерактивного пространственного анализа и системы управления жизненным циклом изделия (фирмы Dassault Systemes) способствуют сокращению сроков производства ее самолетов, а также затрат на их разработку.

Иностранные инвестиции в рассматриваемой отрасли Франции отсутствуют. Что же касается самой Dassault, то ее прямые капитало-вложения за границей представлены только упоминавшимся выше предприятием по отделке самолетов в Литтл-Роке и четырьмя центрами технического обслуживания самолетов Falcon, три из которых находятся в США и один в Бразилии. В Литтл-Роке c 1975 г. устанавливаются интерьеры и производится покраска практически всех самолетов Falcon. Создание этого предприятия в пределах исторически крупнейшего в мире американского рынка бизнес-самолетов было стратегически важным решением Dassault. Кроме того, оно помогает группе, основная часть затрат которой осуществляется в евро, компенсировать некоторые валютные риски, которые могут возникать при продажах самолетах в долларах.

Dassault имеет 12 тыс. занятых, из которых более 8 тыс. трудятся во Франции. Примерно 45% сотрудников группы являются инженерами, менеджерами и руководителями среднего звена, 20% – диспетчерами и техниками, 10% – администраторами и 25% – производственными рабочими. Постоянное совершенствование применяемых технологий и оборудования помогло Dassault cократить излишний персонал еще до начала последнего глобального кризиса и не прибегать к дальнейшим увольнениям.

Инженеров для АРКП Франции готовят три университета высшего уровня (Grandes Ecoles) и ряд других университетов с авиакосмическими отделениями. Есть также несколько обучающих и тренировочных центров регионального уровня и новая техническая школа Aquitaine Aerocampus, строящаяся в настоящее время в Бордо, близ предприятия Dassault в Мериньяке. В настоящее время доля сотрудников, покидающих группу для работы в других компаниях, незначительна. Однако в ближайшем будущем проблема с кадрами у Dassault может обостриться, так как увеличится число сотрудников, уходящих на пенсию. Сейчас возраст 17% занятых группы превышает 55 лет.

Хотя Dassault имеет значительную производственную базу во Франции, она использует также двигатели, шасси и авиаконструкции, поставляемые для нее североамериканскими и европейскими компаниями. Некоторые из этих поставщиков являются рискоразделяющими партнерами группы, взявшими на себя около 20-25% ее общих затрат на разработку гражданских самолетов. Для нового бизнес-самолета SMS, о котором Dassault объявила совсем недавно, она уже назначила поставщиков шасси и двигателей, а также выбрала две компании, одна из которых будет поставлять ей хвостовые оперения из новейшего композитного материала, а другая – крылья.

При осуществлении программы Falcon-7X группа и ее поставщики-партнеры начали проектировать этот самолет вместе (на предприятии Dassault в Сен-Клу), а затем соавторы и поставщики успешно закончили свою часть работ отдельно, в своих собственных центрах. Чтобы избежать задержек из-за несоответствия, все поставщики должны были использовать одинаковую версию программного обеспечения Dassault Systemes и осуществлять ежедневную загрузку данных в компьютер таким образом, чтобы все работающие над проектом специалисты, независимо от их местонахождения, могли иметь самую последнюю информацию. Falcon-7X был разработан полностью цифровым путем, без бумажных чертежей и физических моделей. В разработке прототипа этого самолета фактически не было необходимости, но для испытаний и сертификации пришлось использовать первые четыре экземпляра 7X.

Все исследования и разработки Dassault, связанные с АРКП, выполняются главным образом на ее предприятии в Сен-Клу, что обеспечивает взаимодействие между многими гражданскими и военными программами. Это взаимодействие существовало с тех пор, когда в первый бизнес-самолет Falcon были вмонтированы модифицированные крылья и хвост боевого самолета Mirage IV. Позже в гражданских моделях появились цифровые дистанционные системы управления и целый ряд других новшеств из военной авиации.

Исследования Dassault, связанные с авиаконструкциями и новыми самолетостроительными программами, финансируются в основном из собственных средств группы. На разработку ее последнего нового самолета Falcon-7X было израсходовано около $700 млн., а предыдущих моделей, таких, например, как Falcon-900EX, – примерно $500 млн. Общие ежегодные затраты Dassault на военные и гражданские исследования в последние пять лет составляли в среднем примерно 250 млн. евро.

В последние пять лет Dassault cоздавала в основном модели, являвшиеся модификациями Falcon-2000 и -900. Модели DX cамолетов Falcon-2000 и -900 (появившиеся соответственно в 2005 г. и 2008 г.) должны были конкурировать в сегменте ближнемагистральных бизнес-самолетов с большой кабиной, однако их производство было прекращено по причине низких продаж. Более успешными оказались Falcon-2000LX (сертифицированный в 2009 г.) и Falcon-900LX (2010 г.). Благодаря дополнительным винглетам, увеличенной дальности полета и улучшенным природоохранным характеристикам эти две модели пользуются значительным спросом. По утверждению Dassault, самолет Falcon-900LX является самой эффективной машиной в своем классе, потребляющей до 60% меньше топлива, чем ее новейшие конкуренты G450 (компании Gulfstream) и Global-5000 (Bombardier). Опережает конкурентов по топливной экономичности и Falcon-2000LX, что вместе с другими высокими характеристиками сделало его весьма популярным в программах долевого владения бизнес-самолетами.

В настоящее время Dassault разрабатывает модификацию Falcon-2000S, которая будет конкурировать в сегменте суперсреднегабаритных бизнес-самолетов максимальной взлетной массой до 22,7 т и стоить меньше других самолетов Falcon (примерно $25 млн.). Снижение издержек при изготовлении этой модификации будет достигнуто путем стандартизации интерьера (он разработан компанией BMW Dreamworks) и уменьшения дальности полета. Благодаря меньшей массе Falcon-2000S сможет использовать более короткие и неровные взлетные полосы. Его конкурентами будут машины того же класса компаний Bombardier, Embraer, Gulfstream и Hawker Beechcraft Corporation.

В последние пять лет Dassault активно занималась также поисками новых рынков сбыта для своей продукции. Довольно значимым среди них стал рынок КНР, куда первый Falcon был поставлен в 2006 г. Аналитики отмечают, что дальность полета и другие характеристики этой машины вполне отвечают требованиям, которые китайские покупатели предъявляют к бизнес-самолетам в настоящее время. В I полугодии 2011 г. самые значительные продажи Falcon пришлись на КНР; кроме того, возросли поставки этих машин в другие развивающиеся страны (Индию и государства Латинской Америки). (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version