Машиностроение Украины и мира

Украина: автомобильный рынок в ноябре 2012 года остановил рост

Итоги ноября не радуют. Украинский автомобильный рынок не только остановил рост, но и продемонстрировал некоторое падение. Своим мнением о причинах этих процессов и о тенденциях, которые происходят на рынке, поделились импортеры и дилеры.

По сравнению с продажами октября, украинский автомобильный рынок продемонстрировал больше, чем 8%-ное падение. А если сравнивать с октябрем прошлого года, сокращение продаж еще больше -12%. Продажи за 11 месяцев пока еще держатся в плюсовой зоне. Они – чуть больше, чем на 1% лучше, чем за аналогичный период прошлого года.

Несмотря на сокращение объемов продаж, Hyundai сохранил лидирующие позиции. На втором месте в ноябре – ЗАЗ, который получил “серебро” исключительно благодаря тому, что продажи у него упали меньше, чем у ВАЗа. Россияне теперь третьи.

Как сообщил маркетолог компании “УкрАвтоВАЗ” Олег Махно, сокращение продаж на украинском рынке автомобилей в ноябре – это закономерное развитие ситуации, сформированной ранее. Украина оказалась не готова ответить на вызовы, которые предстали перед страной в свете финансово-экономического кризиса. Отсутствие четкой программы действий по развитию украинского автопрома, отсутствие мероприятий, которые стимулировали бы спрос, привело к стагнации на автомобильном рынке.

На фоне падения продаж в первой тройке, рост больше, чем в 20% продемонстрировал Volkswagen. Подскочив сразу на 5 позиций автомобили VW в ноябре стали четвертыми. Связан ли такой скачек с поступление задержанной большой партии автомобилей из России, или VW начал распродажу модельного ряда 2012 г., в “Порше Украина” ничего ответить не смогли.

На фоне общего спада нарастил продажи и Renault. Это позволило ему стать пятым. Но в отличии от VW, в Renault знают почему так произошло. Как сообщил генеральный директор Renault в Украине Марк Ле Грасье, общее сокращение продаж в ноябре связано с все более ярко проявляющимся экономическим спадом в стране. Кроме того, сказал Марк Ле Грасье, по его сведениям, у одного из массовых брэндов, в ноябре были проблемы с наличием автомобилей в салонах. Что касается Renault, то рост продаж автомобилей этой марки Марк Ле Грасье связывает с популярностью Logan седана. В ноябре дилеры Renault отметили существенное оживление в сегменте бюджетных автомобилей. Скорее всего, клиенты, опасаясь либо возможной девальвации, либо введения налога на обмен валюты, трансформировали свои сбережения в бюджетные автомобили.

На 2 позиции опустился KIA. Автомобили этой марки в рейтинге продаж ноября шестые.

Небольшой рост продаж позволил на 1 позицию, по сравнению с октябрем, подняться Toyota. Автомобили этой марки на 7-м месте. Как сообщили в “Тойота Украина”, как раз с ноября в честь 75-летия Toyota в дилерской сети стали действовать уникальные специальные ценовые предложения практически на весь модельный ряд. Что касается спада продаж в ноябре в целом по рынку, в “Тойота Украина” считают, что оно было связано с несколькими факторами. Это очень низкий интерес со стороны покупателей в послевыборный период (первые 10 дней ноября), а также девальвационные ожидания и экономическая, и законодательная неопределенность в стране, которые привели к снижению покупательной активности населения и юридических лиц. В то же время, последняя неделя ноября была лучше, чем месяц в целом, благодаря изменениям в законодательстве (платежи в Пенсионный фонд), которые вступили в силу с 3 декабря.

Тоже небольшой, но все же рост, переместил Nissan с 10-го места в октябре на 8-е в ноябре. Как сообщил генеральный директор “Ниссан Мотор Украина” Андрей Нестеренко, общее сокращение продаж в ноябре связано, в первую очередь, с состоянием экономики страны, которая не растет. Если еще весной рост ВВП страны прогнозировался на уровне 4-4.5%, то, по итогам ноября, рост составил 0%, т. е. экономика остановилась в развитии. Благосостояние людей падает и, соответственно, они все меньше покупают автомобилей. Что касается Nissan, и увеличения рыночной доли автомобилей данной марки, Андрей Нестеренко считает, что это результат грамотной рекламной активности и маркетинговой политики, благодаря которым компания предложила хороший продукт по привлекательной цене и донесла эту информацию до клиентов.

Skoda тоже переместилась на две позиции. Но в отличие от Nissan, не в верх, а вниз. Продажи автомобилей этой марки, по сравнению с октябрем, упали в ноябре больше, чем на 10%. Skoda в ноябре 9-я. Как сообщила генеральный директор ООО “Еврокар” Марина Яковлева, падение спроса в ноябре связано с негативными потребительскими ожиданиями по поводу девальвации гривны, что с одной стороны заставляет потенциальных покупателей воздерживаться от дорогостоящих покупок до стабилизации ситуации, а с другой стороны – провоцирует ожидание скидок и супер предложений. В начале ноября некоторые операторы рынка анонсировали сезонные скидочные акции. По некоторым брэндам скидки находились в диапазоне $625-3000. Безусловно, это повлияло на продажи и перераспределило первую десятку операторов рынка. “Еврокар” не применял тактику скидок в ноябре, однако по итогам месяца практически все модели Skoda заняли лидирующие позиции в своих классах. Skoda Superb показал рост продаж в 37%, что стало возможным благодаря новой ценовой политике на эту модель с сентября. А Skoda Octavia является №1 среди всех новых автомобилей на украинском рынке. За 11 месяцев было продано 7237 автомобилей этой модели, это на 32% больше аналогичного периода прошлого года.

По итогам ноября, 10-ю позицию занял Ford. Небольшой рост продаж позволил автомобилям этой марки подняться на 1 позицию.

В премиальной немецкой тройке спринтерский рывок в ноябре совершила Audi. Автомобили этой марки подскочили сразу на 4 позиции, продемонстрировав более, чем 15%-ный рост продаж. Таким образом, в Audi обошли BMW и Mercedes. При том, что продажи у BMW сократились, а у Mercedes – выросли, баварцы идут впритык к Audi с отрывом всего в пару авто. Автомобили Mercedes в ноябре – третьи. Lexus с удивительной точностью повторил результат октября и сохранил позицию. А в Infiniti продажи даже немного выросли.

Как сообщила маркетинг менеджер Audi компании “Порше Украина” Людми1ла Руль, общее падение продаж в ноябре она связывает прежде всего с выборами. Именно ожидание изменений, связанных с политической ситуацией в стране, и повлияло на поведение покупателей. Но говоря о рынке в целом, еще одним новым фактором, определяющим поведение покупателей, стала агрессивная маркетинговая политика банков по привлечению краткосрочных и среднесрочных депозитов под достаточно высокие проценты. Имея определенную сумму для приобретения автомобиля, клиент стоит перед выбором: приобрести автомобиль в ближайшее время или, отложив покупку, получить дополнительный доход от депозита со сроком действия вклада от 1 до 6 месяцев. Общий ноябрьский спад продаж не коснулся Audi потому, что основная часть продаваемых автомобилей Audi – это индивидуальный заказ. То есть – это автомобили, которые производятся в соответствии с индивидуальными пожеланиями клиента. Естественно, на выполнение заказа и на доставку автомобиля требуется некоторое время. Поэтому, говоря об увеличении продаж в ноябре, надо понимать, что на самом деле, это увеличение произошло пару месяцев назад. А в ноябре клиенты просто получили свои машины.

Наибольшее падение продаж в ноябре было у Geely. Почти 70%. Марка, которая практически весь год была на подъеме, вдруг резко сдала позиции. С 5-го места в октябре автомобили Geely в ноябре опустились на 13-ю позицию. Как сообщил директор по маркетингу ГК “АИС” Сергей Боровик, он считает, что сравнивать ноябрь с показателями прошлого года, не совсем корректно. Ведь ноябрь 2011 г. совпал с массовой выдачей японских автомобилей (после цунами были задержаны поставки), что и дало резкий всплеск регистраций. Если сравнивать с октябрем этого года, то можно отметить кроме прочих негативных факторов, которые уже озвучивались ранее и оказывают влияние на охлаждение рынка начиная с июля-августа, еще и элементарную сезонность ноября. Продажи ноября в последние годы за редким исключением всегда были немного меньше октябрьских. Если говорить о Geely, снижение показателей регистраций автомобилей этой марки связано исключительно с логистическими причинами и задержкой таможенной “очистки” автомобилей. Спрос на Geely и MG продолжает опережать предложение. “Да, мы, к сожалению, имеем ситуацию, когда клиенты (в рамках условий договоров!) ждут автомобили более 1-2 месяца. В ближайшее время мы планируем исправить данную ситуацию и надеемся закончить год с хорошими показателями”, – сообщил Сергей Боровик.

По SsangYong месяц закончили хорошо. Продажи впервые в этом году превысили 300 единиц за месяц. Традиционно, цифры регистраций ниже, так как часть из них попадет в регистрации декабря. В октябре по SsangYong была оптовая выдача крупному клиенту – то есть по чистой рознице есть имеем плюс.

Падение на 4 позиции и более, чем 20%-ное сокращение продаж по сравнению с октябрем показали автомобили Chery.

Из китайских брэндов самый большой рост продемонстрировал Lifan – больше 30%. Great Wall, увеличив в ноябре продажи почти на 7%, обогнал BYD. Продажи BYD в ноябре, напротив упали по сравнению с октябрем почти на 15%.

Т. о. ситуация на автомобильном рынке крайне сложная. С одной стороны, дает о себе знать состояние экономики, и как следствие, сокращение доходов населения. С другой стороны, покупатели замерли в неопределенности, наблюдая за развитием ситуации на валютном рынке. Да и денежные потоки с выборов пока еще не достигли автомобильного рынка. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version