Машиностроение Украины и мира

Европа: деятельность независимых автобусостроительных компаний

Несмотря на глобальный финансово­экономический кризис, независимые автобусостроительные компании британская группа Alexander Dennis Limited, нидерландская VDL (заводы в Нидерландах и Бельгии), бельгийская компания Van Hool и испанский кооператив Irizar занимают сильные позиции как на рынках Европы, так и за ее пределами.

Группа автобусостроительных компаний Alexander Dennis Limited (ADL, прежнее название TransBus International) включает британских продуцентов автобусов Alexander, Dennis (вошел в состав группы в 2001 г.), Plaxton (куплен в мае 2007 г. компанией Alexander Dennis) и австралийскую компанию Custom Coaches.

ADL имеет три главных направления деятельности. Компания Dennis выпускает автобусные шасси на заводе в Гилфорде, западнее Лондона, как для ADL, так и для других компаний. Alexander, один из старейших продуцентов автобусов (более 50 лет) в Великобритании, владеет заводом по производству кузовов и конечной сборке автобусов (в основном 2-этажных) в Фолкирке (Шотландия). Компания Plaxton с заводом на северо-востоке Англии в Скарборо производит автобусы повышенной комфортности типа “люкс” для междугородных и туристических перевозок, а также средние автобусы, сконструированные компанией Alexander.

Несмотря на трудности на британском рынке в последние годы, компания демонстрирует успешный рост. В 2009-2011 гг. группа увеличила доходы на 60% до $500 млн. и имеет портфель заказов в $560 млн. На 2012 г. прогноз по продажам составляет 500 млн. ф. ст. ($700 млн.), что втрое больше, чем в 2007 г. Таким образом, ADL является самым быстрорастущим продуцентом автобусов в Европе.

В Великобритании на автобусном рынке популярны маневренные 2-осные модели Enviro-400, несмотря на то, что продажи городских автобусов в стране сильно упали в 2010 г. не только из-за мирового финансового кризиса, но из-за того, что основные автотранспортные группы сократили приобретение новых транспортных средств. Рост местного рынка автобусов начался во II полугодии 2011 г. и продолжался в 2012 г. благодаря решению британского правительства выделить на закупку гибридных автобусов $40 млн. для покрытия разницы в стоимости между гибридной версией и стандартной, работающей на дизельном топливе.

Программа модернизации ассортимента группой ADL, в том числе освоение производства совместно с крупной британской машиностроительной компанией BAE Systems, которая поставляет гибридные силовые установки, оказалась настолько успешной и своевременной, что к настоящему времени ADL стала крупнейшим продуцентом гибридных автобусов в Европе, где находятся в эксплуатации около 500 шт.

Только в Великобритании в конце 2011 г. эксплуатировалось более 350 ее гибридных автобусов. Группа является крупнейшим поставщиком 2-этажных автобусов для Лондона и других городов страны, а также средних автобусов. В Лондоне некоторые из ранее поставленных гибридных автобусов достигли пробега около 200 тыс. миль с экономией расхода топлива примерно на 30%.

ADL и BAE Systems тесно сотрудничают в направлении дальнейшего совершенствования гибридных силовых установок. Они планируют в ближайшее время внедрить функцию “стоп-старт”, что даст еще 10% экономии топлива.

В Великобритании ADL лидирует среди пяти местных автобусостроительных групп и контролирует до 70% годовых продаж новых автобусов.

После приобретения компании Plaxton, оставшейся единственным местным продуцентом роскошных автобусов, с оборотом в $350 млн. появилась возможность производства на ее площадях городских автобусов, что еще более повысило рентабельность производства.

Группа является европейским лидером по производству средних городских автобусов с 10-летним жизненным циклом, которых за 20 лет она произвела в количестве 16 тыс. шт.

Многие годы 2-этажные автобусы, в том числе низкопольные Enviro-500, отгружаются в континентальную Европу, Гонконг и Северную Америку для таких городов, как Ванкувер, Торонто, Нью-Йорк, Вашингтон, Лас-Вегас, Сан-Франциско и Сиэтл. Группа ADL стремится расширить деятельность на всех континентах, и прежде всего в североамериканском регионе. В текущем году группа получила заказы и опционы в общей сложности на 220 новых 99-местных транспортных средств транспортным операторам в канадские города Оттава и Торонто на III квартал. ADL также поставляет на Гавайи короткобазные 2-осные 2-этажные автобусы Enviro-400 с открытым верхом для экскурсионных целей.

В сотрудничестве с компанией Eldorado, сборочные мощности которой находятся в Риверсайде (шт. Калифорния), выпускаются 2-этажные автобусы, которые отвечают требованиям американского законодательства (Buy America regulations). Для расширения ассортимента на рынок выводится экономичный 3-осный средний автобус модели Enviro-500.

Кроме того, в Северной Америке ADL реализует экономичные средние автобусы модели ALX200 Dart благодаря сотрудничеству с автобусостроительной компанией Thomas Built Buses (Виннипег, пров. Онтарио, Канада), которой Plaxton продает шасси типа Dart, а компания Pointer (Канада) кузова.

Ранее сообщалось, что ADL создала стратегический альянс с ведущим продуцентом тяжелых междугородных и пригородных автобусов в Северной Америке компанией New Flyer Industries, Inc. В соответствии с условиями создания совместного предприятия ADL будет осуществлять проектирование, испытание и разработку новой продукции, тогда как New Flyer будет ответственной за продажи, маркетинг, производство и послепродажное обслуживание. Задача СП освоение производства с 2013 г. новых типов средних низкопольных автобусов для Северной Америки на базе успешных моделей ADL. По оценкам New Flyer, для удовлетворения потребностей операторов Северной Америке необходимо около 1 тыс. средних по размерам автобусов.

Перспективная продукция СП ADL с New Flyer Industries, Inc. будет поставляться с альтернативными силовыми установками, такими как “чистый дизель”, гибридные и работающие на СПГ.

В июне группа ADL сообщила, что она приобретает 100% акций крупного продуцента автобусов в Австралии компании Custom Coaches, на двух предприятиях которой в Сиднее (шт. Новый Южный Уэльс) и в Аделаиде (шт. Южная Австралия) занято около 400 сотрудников. С годовым объемом продаж в 55 млн. ф. ст. (90 млн. ав. долл.) компания контролирует около 25% австралийского рынка автобусов.

Custom Coaches является одним из самых успешных продуцентов автобусов в Австралии, выпустившим свою первую машину в 1955 г. Компания проектирует и производит низкопольные кузова из нержавеющей стали для городских, школьных и средних междугородных автобусов с 25-летним жизненным циклом. Она имеет опыт производства сочлененных автобусов, машин, работающих на СПГ, и гибридных автобусов.

В КНР также производятся автобусы по лицензии компании Alexander.

Расположенная в Нидерландах промышленная группа VDL Groеp, имеющая около 70 дочерних предприятий в области металло­обработки, машиностроения, производства компонентов, также включает группу компаний по производству автобусов, их кузовов и специальных автомобилей в Нидерландах и Бельгии под названием VDL Bus & Coach (VDL, штаб-квартира в Эйндховене, Нидерланды). Группа экспортирует автобусы в 30 стран. Она включает шесть компаний автобусостроительного сектора, а именно:

– VDL Berkhof Heerenveen (завод в Хееренвеене производит городские, междугородные и аэропортовые автобусы), в 1997 г. Berkhof Groep поменяла название на Berkhof Jonckheere Groep и в 1998 г. была полностью поглощена группой VDL Groep;

– VDL Berkhof Valkenswaard (завод в Фалькенсваарде мощностью 350 туристических и двух-этажных автобусов в год);

– VDL Jonckheere производство кузовов, рейсовых и школьных автобусов. Бывшая компания Jonckheere Bus & Coach (Роеселаре, Бельгия, мощность 400 ед., число занятых 500) была приобретена в 1994 г. Berkhof Groеp. В состав VDL Groep Jonckheere вошла в 1998 г. и получила название VDL Jonckheere;

– VDL Bova (завод автобусов класса “люкс” в Эйндховене, компания была куплена VDL Groep в 2003 г.);

– VDL Bus Chassis, продуцент автобусных шасси, рам и модулей, первоначально был автобусостроительным отделением компании DAF DAF Bus International, которое затем было отделено от материнской компании и присоединено в 1990 г. к компании United Bus, ставшей после банкротства в 1993 г. подразделением VDL Groep. Последняя переименовала ее в сентябре 2003 г. в VDL Bus International. С 2005 г. VDL Groep контролирует 81% акций VDL Bus, остальные 19% принадлежат американской корпорации Paccar (владельцу DAF), которая поставляет двигатели и другие компоненты;

– VDL Kusters производство мини-автобусов и легких автобусов на базе шасси Mercedes-Benz, выпуск специальных автомобилей;

– Apts (Advanced Public Transport Systems) высокотехнологичная компания по проектированию и выпуску 3-секционных сочлененных автобусов Phileas с гибридной силовой установкой и трансмиссией с магнитной муфтой; VDL Groep является мажоритарным акционером компании Apts.

Стратегическим планом VDL является создание единого брэнда взамен ранее приобретенных и унаследованных от других компаний, без ущерба для их капитализации и лояльности клиентов. Группа активно размещает заказы в странах с дешевой рабочей силой. VDL Groep поставила перед собой цель переместиться с шестого места в Европе на третье по производству автобусов.

С целью укрепления своих позиций в Скандинавии в июне VDL Bus & Coach полностью выкупила в Дании производственно­сбытовую компанию VDL Bus Danmark A/S и переименовала ее в VDL Bus & Coach Danmark A/S.

В России группа расширяет сотрудничество с входящим в ОАО “КАМАЗ” заводом “НефАЗ” (Нефтекамск). Помимо обычных автобусов совместным продуктом партнеров является сочлененный городской автобус с двигателем DAF.

Бельгийский независимый продуцент автобусов, кузовов, троллейбусов и прицепов компания Van Hool NV (около Льера) активный игрок на автобусном рынке не только Западной Европы, но и Северной Америки. В 1990г. компания приобрела автобусный бизнес у фирмы LAG Manufacturing (Бре), который в настоящее время называется EOS. Численность персонала компании в мире насчитывает 4 4,5 тыс. человек. Мощности предприятий позволяют производить ежегодно 5 тыс. прицепов и 1,7 тыс. автобусов и кузовов как на собственных шасси, так и на приобретаемых у Volvo Bus и Scania с использованием двигателей Caterpillar, Cummins, DAF и MAN. При этом производство автобусов под маркой Van Hool NV достигает 1,4 тыс. шт. ежегодно, а прицепов 4 тыс. Продажи кузовов в США достигают до 600 шт. ежегодно. Продажи продукции в среднем составляют ежегодно до 450 млн. евро, из которых 2/3 приходятся на автобусы и кузова и 1/3 на прицепы и промышленные автомобили.

В конце июля компания начала строительство нового автобусного завода в Скопье (Македония), пуск которого в эксплуатацию намечен на II полугодие 2013 г. Эксперты полагают, что функционирование нового предприятия может вызвать сокращение персонала в Бельгии.

Значительную активность как в Европе, так и за ее пределами проявляет испанское кооперативное предприятие Irizar (Ормайзтеги, Страна Басков на северо-западе Испании). Если в конце 1980-х годов завод производил ежегодно около 250 кузовов автобусов, то в последние годы отмечается значительный рост выпуска продукции благодаря новым возможностям на зарубежных экспортных рынках. На его долю приходится до 40% рыночного сектора междугородных и туристических автобусов класса “люкс”, где также представлены еще 9 испанских продуцентов. Конкуренции на западноевропейских рынках с германскими компаниями, такими как Mercedes-Benz и Setra, позволяет противостоять сотрудничество с фирмой Scania, которая поставляет автобусные шасси. Новый завод в Ормайзтеги имеет 6 параллельных производственных линий, позволивших сократить время изготовления и сборки одной машины с типовых 40 сут. до 13-14 сут. Компания передала ряд производственных операций многочисленным субподрядчикам.

В конце 1990-х годов компания начала предпринимать амбициозную экспансию на крупнейших зарубежных рынках со стабильным спросом на автобусы для междугородных перевозок и туризма.

Первым было создано СП в Тяньцзине (КНР) для выпуска междугородной модели Everest с использованием как импортных, так и китайских шасси. Это было дальновидным решением, так как китайский рынок автобусов в то время был закрытым для иностранных компаний. В настоящее время рынок стал более либеральным и Irizar имеет многочисленных партнеров. Модельный ряд пополнился низкопольными городскими автобусами.

В 1997 г. Irizar создает второе СП в Марокко, где первоначально владела 23% акций уставного капитала, а впоследствии стала полноправным владельцем компании. Новый крупный завод был пущен в эксплуатацию в прошлом году возле столицы страны Рабата для выпуска автобусов Century класса “люкс”. Производство включало машинокомплекты автобусов для местной сборки в таких странах, как Венесуэла, Чили, Тунис и Конго. Начинались продажи в США, но провалились из-за банкротства импортера.

Следующим шагом компании стало создание завода в Бразилии, где с местным партнером в 1998 г. началось производство модели Century. В настоящее время Irizar владеет 100% акций предприятия.

В 1999 г. было основано предприятие Irizar Mexico с заводом в Керетаро, где первоначально производились недорогие многоцелевые модели и автобусы Intercentury и Century на шасси Mercedes-Benz и Scania. В 2001 г. была добавлена модель высокого класса PB с кондиционерами.

В это же время в Индии Irizar вошло в СП с крупной автомобилестроительной корпорацией Ashok Leyland и кузовостроительной компанией Sundaram Industries (каждому из партнеров принадлежит по 1/3 акций СП). Создание СП было продиктовано резким ростом спроса на комфортабельные автобусы в связи с повышением уровня жизни средних слоев индийского населения и массовым строительством высокоскоростных дорог. Sundaram Industries осуществляет сборку приспособленной для индийских дорожных условий модели Intercentury. В настоящее время два завода в Индии способны выпускать более 2 тыс. кузовов в год.

В 2004 г. Irizar разработало обновленную версию Century, и с этого времени более 15 тыс. таких машин было реализовано в 65 странах. Модель New Century была поставлена на производство не только в Испании, но также в Бразилии и Мексике, а двумя годами позднее в КНР.

В 2006 г. Irizar пустило в эксплуатацию сборочный завод возле Претории (ЮАР), машинокомплекты на который поставляются из Бразилии.

Компании принадлежат еще четыре испанские фирмы His-pacold (продуцент систем кондиционирования воздуха), Bode Masats (производство дверей, багажников, замков и других компонентов), JEMA (лидер сегмента силовой электроники) и INT (продуцент информационных систем, использующихся для поездов, но с потенциальным применением для водителей автобусов и пассажиров). С 2008 г. только в автобусном производстве в Испании у компании занято 735 чел., остальные 2465 чел. работают в дочерних компаниях в КНР, Марокко, Бразилии, Мексике, Индии и ЮАР. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version