Машиностроение Украины и мира

Чехия: автомобилестроение набирает силу

Чехия имеет хорошо развитое автомобилестроение. Выпуская более 1 млн. автомобилей в год, она занимает в Европе по их производству пятое место, после Великобритании, но перед Италией. В 2010 г. в отрасли было занято 125 тыс. человек. Емкость автомобильного рынка Чехии в указанном году достигла 32 млрд. евро.

Благодаря достаточно квалифицированной и относительно недорогой рабочей силе автомобильная промышленность Чехии является для иностранных инвесторов одной из наиболее привлекательных в Европе. В 2004 г. в Колине начало функционировать франко­японское предприятие TPCA (Toyota Peugeot Citroen Automobile), а в 2008 г. в Северной Моравии появился новый завод южнокорейской группы Hyundai.

В 2011 г. в стране было произведено 1195 тыс. автомобилей или на 11,4% больше, чем в 2010 г. Более 56% всего производства пришлось на концерн Skoda Auto.

Cальдо во внешней торговле Чехии автомобилями является положительным. В 2010 г. оно составило около 7,5 млрд. евро, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 31,5%. Важное место в указанной торговле занимает Германия, доля которой в чешском экспорте продукции автомобилестроения составляет примерно 32%, а в импорте 38%.

В Чехии насчитывается около 300 поставщиков автомобильных комплектующих, из которых более 2/3 являются иностранными. В 2010 г. доля этих 300 поставщиков в общем обороте чешского автомобильного сектора составила 55,5% (или 14,5 млрд. евро), тогда как у автомобильных фирм данный показатель был равен 43,8% (11,5 млрд. евро). В настоящее время около 40 из 100 наиболее крупных мировых продуцентов автомобильного оборудования имеют свои предприятия в Чехии, чему, в частности, способствует географическая близость автомобильных компаний таких соседних стран, как Гармания, Словакия, Венгрия, Польша и Словения.

В 1990-е годы и первое десятилетие текущего столетия на чешский рынок стали активно проникать азиатские поставщики автомобильного оборудования. Одним из факторов, содействовавших этому притоку, стало открытие упоминавшегося выше завода Hyundai.

Бесспорным лидером на автомобильном рынке Чехии является концерн Skoda Auto дочернее предприятие германской группы Volkswagen. Его оборот в 2010 г. составил 8,7 млрд. евро, а чистая прибыль 349 млн. Более 85% поступлений концерна обеспечивается за счет экспорта. Между 2008 г. и 2011 г. общие продажи Skoda возросли на 38%. Производство автомобилей концерном в 2011 г. исчислялось в 673,2 тыс. шт.

Оборот франко-японского предприятия TPCA (способного изготовить один автомобиль за 57 сек.) составил в 2011 г. 164 млн. евро. Это предприятие ежегодно выпускает около 300 тыс. автомобилей, из которых 99% экспортируются.

В 2002 г. предприятие TPCA инвестировало в Чехии 1,5 млрд. евро, в том числе 700 млн. на местном уровне. Серийное производство автомобилей на данном заводе началось в марте 2005 г., а на рынке их первые три модели появились в июне указанного года. В 2008 г. были разработаны новые версии этих трех моделей, которые в большей степени отвечали концепции “надлежащего” (удобного для покупателей) автомобиля. Ориентация на небольшие машины помогла предприятию избежать негативных последствий финансового кризиса 2008 г., так как спрос на них не только не сократился, а даже увеличился.

TPCA стала одной из немногих европейских компаний, решившихся в начале 2009 г. увеличить объемы производства. Она инвестировала на эти цели 6 млн. евро и намерена со временем довести ежегодное производство автомобилей до 340 тыс. шт.

Завод Hyundai в Катовице (Северная Моравия) выпустил в 2011 г. 251,1 тыс. автомобилей и планирует в перспективе увеличить число сотрудников до 3,5 тыс. Его первой моделью стала i30, а в 2009 г. и 2011 г. появились две новые машины, одна из которых (4х4 Tucson) предназначалась для эксплуатации в городских условиях, а другая являлась многоцелевой. Завод тесно сотрудничает с предприятием Kia, расположенным в Жилине (Словакия).

Согласно прогнозу Чешской автомобильной ассоциации, производство автомобилей в Чехии в текущем году составит 1,2 млн. шт. Skoda Auto продолжит реструктуризацию, направленную на повышение качества и конкурентоспособности продукции. Компания также намерена диверсифицировать сеть своих поставщиков. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version