Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: «холодная война» за оборонные технологии

Украинский ОПК представляет собой лакомый кусок для конкурентов России на международном рынке вооружений.

Командующий вооруженными силами Таиланда генерал Прают Чан-Оча 8 января официально объявил о том, что тайская армия в 2013 году намерена закупить 50 украинских танков Т-84. Объявление данного контракта сопровождалось несколько злорадными комментариями со стороны ряда украинских изданий, так как в тендере на поставку танков Таиланду принимали участие российские Т-90.

Более того, украинские чиновники, курирующие оборонно-промышленный комплекс, заявили о намерениях серьезно потеснить конкурентов (в первую очередь Россию) на весьма перспективном рынке вооружений Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, генеральный директор ГК «Укрспецэкспорт» Дмитрий Перегудов обнародовал пятилетний план финансово-экономической деятельности концерна. Согласно этому документу, «Укрспецэкспорт» планирует экспортировать вооружения и боевую технику на сумму 5 млрд. долларов и 45% от общего объема продукции предполагает поставить в Китай, Индию, Вьетнам, Таиланд, Индонезию. Нетрудно заметить, что в этом списке приведены государства, являющиеся крупнейшими покупателями российского вооружения.

Еще три года назад генеральный директор ГК «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин официально признал, что Россия и Украина конкурируют друг с другом на рынке вооружений: «Рынок вооружений – это все-таки рынок. И если я выпускаю свою продукцию, а вы – свою, то мы – соперники-конкуренты, это объективно». Заметим, что до поры до времени главы становых российских оружейных концернов относились к проблеме конкуренции со стороны Украины с некоторой смесью скепсиса и снисходительности. В данном случае нельзя не вспомнить о характерной черте русского менталитета, которая выражается в известной пословице: «Гром не грянет – мужик не перекрестится».

Проще говоря, проблема игнорировалась до тех пор, пока гром не грянул по-настоящему: в ноябре 2012 года произошел внезапный срыв крупного и очень важного для России контракта на поставку вооружения в Ирак на общую сумму 4,2 млрд. долларов.

В процессе разбирательства выяснилось, что немалые усилия к срыву контракта приложили США (что было вполне ожидаемо), а также Украина. Месяца не прошло, как российские оружейники получили второй сигнал.: 10 декабря 2012 года президент Украины Виктор Янукович прибыл с официальным визитом в Индию, в ходе которого между Киевом и Дели было подписано межправительственное соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве. Украинское издание «Новый регион» с изрядным сарказмом заметило по этому поводу: «Как известно, индийский рынок вооружений давно является вотчиной России. Однако руководство Украины рассчитывает оттяпать у соседей приличный кусок этого многомиллиардного пирога».

Справедливости и объективности ради следует подчеркнуть, что весьма значительная доля вины за создавшуюся ситуацию лежит как раз не на украинских, а на российских компаниях. Как ни прискорбно, но за прошедшие два десятилетия даже руководители предприятий оборонной промышленности насквозь пропитались гнилой психологией олигархов типа Березовского и лейтмотивом своей деятельности видят исключительно желание урвать побольше, а там хоть трава не расти. Приведем конкретный пример: в состав украинской делегации, прибывшей 10 декабря 2012 года вместе с президентом Януковичем в Дели, входил председатель совета директоров концерна «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Еще со времен «оранжевого» путча Богуслаев открыто позиционировал себя, как активный сторонник российско-украинской интеграции. Как только Ющенко покинул свой пост, В. Богуслаев по собственной инициативе вышел на глав российских предприятий, занимающихся выпуском вертолетов типа Ми и Ка с предложением создать совместное предприятие. Поскольку концерн «Мотор Сич» представляет собой созданное еще в советское время единое звено технологической цепочки производства боевых и гражданских вертолетов, данное предложение было выгодно и российской, и украинской сторонам. В 2011 году обе заинтересованные стороны действительно достигли соглашения о совместном производстве винтокрылых машин. Но примерно в то же время некоторые недалекие умы в Военно-промышленной комиссии стали носиться с бредовой идеей создания в России «полностью автономного ОПК с замкнутым циклом производства». Излишне говорить о том, что некоторые директора предприятий российской «оборонки» приняли эту идею с восторгом, как открывавшую колоссальные возможности для распила столь же колоссальных бюджетных денег. Судите сами: если раньше Россия закупала, например, двигатели для вертолетов у концерна «Мотор Сич», то в рамках «автономизации ОПК» требовалось уже на российской территории строить с нуля заводы по производству двигателей. В целом же «автономизация» должна была охватить столь значительную номенклатуру военной продукции, которая вообще не производится в России, что целая прослойка «оборонных топ-менеджеров» смогла бы обеспечить себя и своих родственников надплго… К счастью, эта пагубная «реформаторская» идея была «завернута» новым куратором российского ОПК Дмитрием Рогозиным. 3 декабря 2012 года эксперты Общественного Совета при Военно-промышленной комиссии в докладе «Россия как импортер вооружений: вызовы и возможности» поставили окончательную точку в этом вопросе: «Россия сегодня представляет собой не столь масштабную экономику, чтобы позволить себе иметь полностью автономный оборонно-промышленный комплекс, вследствие чего встраивание в международную специализацию представляется наиболее естественным сценарием развития событий». Но несмотря на признанную на самом верху необходимость расширения и углубления военно-технического сотрудничества со странами СНГ, соблазн урвать побольше «зеленого бабла» для некоторых руководителей ОПК перевесил соображения здравого смысла.

Именно такая история произошла с концерном «Мотор Сич»: российские «партнеры», чтобы не делиться прибылью, стали выталкивать украинцев из совместных проектов. Итог был прогнозируемый.

А ведь известно, что российский и украинский оборонно-промышленные комплексы – это части единого целого. Большинство военных заводов на Украине представляют собой звенья общей технологической цепочки производства вооружений и боевой техники, которая создавалась еще в период СССР. Украина лишь по ограниченной номенклатуре военной продукции обладает полным циклом производства и является финальным поставщиком. Главным образом, Украина выполняет большой объем субподрядных работ по военным экспортным контрактам. При этом более 40 крупных предприятий украинской «оборонки» традиционно являются субподрядчиками российского ОПК. Таким образом, с объективных позиций Россия и Украина, можно сказать, обречены на максимальный уровень военно-технического сотрудничества.

Однако за прошедшие с момента ухода Ющенко три года при теоретически идеальных условиях для развития интеграционных процессов на практике все происходило с точностью до наоборот. Военно-техническое сотрудничество не стало исключением из этой печальной общей тенденции. А как гласит народная мудрость: «Свято место пусто не бывает». Пока Россия вела с Украиной всевозможные «торговые» войны, на украинский оружейный рынок положили глаз сразу несколько «третьих сторон». Прежде всего – Китай.

Начиная с 2010 года происходило перманентное увеличение присутствия Китая на украинском рынке вооружений. Следует особо подчеркнуть, что данная тенденция напрямую связана с целым рядом конфликтов между Россией и КНР на почве пиратского копирования китайцами российских военных технологий. За счет «заимствования» российских технологий Китай наладил серийное производство истребителей поколения 4 и 4+ J-10, J-11, J-15, являющихся модернизированными копиями Су-27, Миг-29 и Су-33. Производимые в КНР зенитно-ракетные комплексы HQ-9 являются клонами российских ЗРК С-300. Создавшееся положение было следующим образом охарактеризовано официальным представителем «Рособоронэкспорта» Сергеем Васильевым в заявлении от 4 июня 2010 года (во время конфликта по поводу копирования КНР истребителя Су-33): «У Китая установка на развитие собственной промышленности. Они покупают только то, что не могут произвести сами. Для России это грозит дальнейшим сокращением экспорта в Китай и третьи страны. Скоро у нас появится конкурент, который вряд ли вспомнит, чем нам обязан». Результатом конфликта стало принятие российским руководством мер по ограничению утечки технологий в КНР.

Соответственно, Китаем было принято решение приобретать передовые военные НИОКР в обход России. Прежде всего, на Украине, чей оборонно-промышленный комплекс имеет наибольшие общие корни с российским ОПК и технологически достаточно продвинут.

Уровень военно-технического сотрудничества Украины с Китаем постоянно возрастает. Уже сегодня КНР опережает Россию по объемам приобретения передовых военных технологий на Украине. А если принять во внимание среднесрочные прогнозы, то цифры выглядят еще более внушительно.

16 августа 2010 года в ведущем украинском информагентстве УНИАН прошла пресс-конференция представителей Министерства промышленной политики Украины под следующим названием: «Экспорт оружия в Китай принесет Украине миллиарды». В частности, участники конференции заявили: «К 2013 году объем экспорта продукции военного назначения в Китай достигнет цифры в 1,2 млрд. долларов. Состоявшееся шестое заседание Межправительственной Китайско-Украинской координационной комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества дает хорошие перспективы будущему взаимодействию между двумя странами. По его итогам Украина и КНР подписали соответствующий протокол о сотрудничестве».

15 августа 2011 года премьер-министр Николай Азаров во время встречи с начальником генштаба Народно-освободительной армии Китая генерал-полковником Бинда Чэнем заявил: «Украина готова интенсифицировать военное сотрудничество, обмен военными делегациями, атташе, расширить подготовку китайских военных в высших учебных заведениях Министерства обороны Украины» По словам Азарова, перспективным является сотрудничество в создании тяжелых транспортных самолетов, крупнотоннажных кораблей, кораблей на воздушных подушках, строительстве танков и средств противовоздушной обороны. «Особенно хотел бы обратить внимание на авиастроение. Китайской авиастроительной корпорации и украинскому предприятию «Антонов» необходимо углублять сотрудничество», – сказал Азаров, добавив, что Украина обладает самыми современными технологиями, в частности строительства тяжелых транспортных самолетов, аналогов которым нет в мире. Украинский премьер дал поручение правительству разработать десятилетнюю программу сотрудничества между Украиной и Китаем.

11 июля 2012 года появилась информация о планах Китая расширить заключенный в 2011 году с Украиной контракт на поставку НОАК моторно-трансмиссионных установок на базе украинского танкового двигателя 6ТД-2Е для оснащения китайских танков МВТ-2000. В рамках данного контракта Украина уже поставила КНР 50 таких установок. Расширенный вариант контракта предусматривает увеличение этой цифры до 200 единиц.

С мая 2011 года Китай ведет с Украиной переговоры на предмет приобретения для ВМС КНР партии украинских ДВКП «Зубр». Подчеркнем, что планы Киева (кстати, если вас интересует погода Киев, смотрите здесь) передать китайцам эти гиперсовременные десантно-высадочные корабли стали причиной официальных протестов со стороны Москвы.

Эксперты информационного агентства «Оружие России», анализируя ситуацию с проблемой копирования Китаем истребителя Су-33, отмечали: «Украина поставила китайцам оставшийся от советской армии самолет Т10К, который является прототипом палубного истребителя Су-33. Как утверждают эксперты, он необходим Пекину для того, чтобы изучить конструкции складывающегося крыла, посадочного тормоза и других систем палубного самолета».

Особым стратегическим приоритетом Китая является Большая Кораблестроительная программа, в рамках которой запланировано строительство серии многоцелевых ударных авианосцев. Главным поставщиком технологий и оборудования для китайских авианосцев становится Украина. 25 сентября прошлого года в порту Далянь состоялась церемония принятия в состав ВМФ КНР первого авианосца «Ляонин». Китайский авианосец «Ляонин» – это построенный в 1988 году в Николаеве тяжелый авианесущий крейсер «Варяг».

В 1998 году Китай приобрел «Варяга» у Украины по цене металлолома (всего за 28 млн. долларов). На основе технологии «Варяга» осуществляется дальнейшее строительство китайских авианосцев.

При этом КНР планирует заказать на Украине газотурбинные двигатели, навигационное оборудование и ракетное вооружение для кораблей класса «Ляонин». С 2010 года Украина поставляет ВМФ КНР двигатели DA80/DN80 для эсминцев класса «Гуанчжоу» и «Лянь II», а также навигационное оборудование.

На Украине крайне серьезно оценивают потенциальные планы КНР по укреплению «китайского вектора» на постсоветском пространстве. 28 февраля 2012 года украинское аналитическое издание «Экономика» опубликовало мнения ряда экспертов на эту тему: «С 2009 года Китай начал проявлять возрастающий интерес к бывшим советским республикам в Восточной Европе. Так, он предоставил кредит Молдавии на 1 миллиард долларов под три процента годовых сроком на 15 лет. Но интерес к Украине и Белоруссии как к центрам производства передовой российской техники, а также как к местам для изучения российского оружия и вербовки советских ученых Китай начал проявлять еще в 1992 году. Ввиду того, что объемы поставок российского оружия в Китай продолжают снижаться, сохранение доступа к этим государствам и поддержание с ними коммерческих связей дает КНР возможность наблюдать за российскими военно-техническими разработками в области вооружений. Поскольку сегодня Россия поставляет в Китай гораздо меньше оружия и техники, сближение с Украиной дает Пекину возможность проникать в российский оборонный сектор через заднюю дверь – как законными, так и незаконными способами».

Данный прогноз украинских экспертов подтвердился в течение считанных месяцев. Китай решил не только проникнуть «в российский оборонный сектор через заднюю дверь», но и залезть отечественному ОПК в карман. Причем на весьма круглую сумму.

17 декабря 2012 года на заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству Президент России Владимир Путин обозначил модернизацию ранее поставленного за рубеж вооружения в качестве одной из ключевых задач российской оборонной промышленности: «Считаю очень важным тот факт, что мы всерьез занялись восстановлением своих позиций на рынке услуг по модернизации и ремонту военной, еще советской техники. Прежде всего это важно для того, чтобы подтвердить нашу компетенцию, иметь возможность закрепиться на наших традиционных рынках, поучаствовать в ремонтах, модернизации. Это достаточно большой объем заказов». Действительно, данное направление сулит, без преувеличения, огромные потенциальные выгоды. Например, только истребителей МиГ-29 было поставлено за рубеж около 1000 машин. При этом стоимость, скажем, модернизированного оптико-электронного прицельного комплекса для одного такого истребителя исчисляется в несколько сот тысяч долларов. Понятно, что не одни русские такие умные.

Отнюдь не по случайному совпадению ровно за месяц до заседания в Кремле, на котором Путин ставил задачу работать на рынке модернизации, 17 ноября 2012 года в Чжухае на авиакосмическом салоне «Airshow China 2012» аналогичную задачу перед украинскими оружейниками поставили китайцы.

Конкретно речь шла о возможности совместного проекта по модернизации российских истребителей Су-27. Как кратко сообщила пресс-служба ГК «Укрспецэкспорт»: «Китай интересуется возможностями украинских предприятий по ремонту и модернизации авиатехники». Добавим, что не только авиатехники. Например, КНР активно внедряется на рынок авиационных ракет типа Р-27 и Х-31, производя на основе «позаимствованных» у Украины технологий собственные изделия, которые стоят на порядок ниже и потому пользуются более широким спросом в ряде третьих стран, нежели российские аналоги.

Подзаработать на рынке модернизации боевой техники советского производства не прочь также некоторые страны НАТО. Так, чиновников СНБО Украины и украинского военного ведомства энергично обхаживает итальянская корпорация «Selex Galileo», пытаясь даже путем банальных взяток продвинуть проекты по втягиванию в орбиту своего влияния целого ряда предприятий ОПК. Аппетиты этой итальянской корпорации превышают китайские. «Selex Galileo» не ограничивается только истребителями МиГ-29 и Су-27, но и стремится прибрать к рукам рынок модернизации вертолетов типа Ми и Ка, а также за счет копирования украинских технологий перехватить у России производство авиационных ракет.

Напомним, что ранее аналогичную схему пытались провернуть французские корпорации «SAGEM» и «GIAT Industry». Речь шла о модернизации самолетов МиГ-29 с последующей их продажей третьим странам. Но сделка сорвалась из-за чрезмерных, по мнению французов, запросов украинских чиновников в плане размеров «отката».

При анализе всей этой информации невольно возникает вопрос: почему Китай, находящийся в 15 тысячах километров от Украины, энергично развивает двустороннее военно-техническое сотрудничество, а находящаяся рядом Россия – нет?

Почему страны блока НАТО, против вступления в который выступают, согласно последним данным социологии, более 60% украинцев, успешно выкачивают из Украины передовые военные технологии, а Россия безучастно за этим наблюдает?

28 ноября 2010 года украинский военный эксперт Юрий Романенко дал примечательное интервью информагентству «Росбалт», в котором подчеркнул: «Украина может предложить России корпоративные цепочки в таких секторах экономики, как авиация, машиностроение, ВПК. Для России ключевой вопрос – перевооружение. Русские без нас не смогут быстро модернизировать свою армию». Иными словами, усиление военного и военно-промышленного потенциалов России, необходимость которого диктуется вполне вероятным приближением новой мировой войны, может быть осуществлено только одним путем – максимальной кооперацией с исторически и экономически близкими нам странами СНГ. Но если эта возможность будет упущена, то украинскими технологиями воспользуется потенциальный противник России. (Артем Ивановский, stoletie.ru/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

 

Exit mobile version