Машиностроение Украины и мира

Украина: ПАО «Лугансктепловоз» готово выпускать «реальных конкурентов» Hyundai

Почти полгода, как на луганский промышленный гигант пришел новый гендиректор. Немногие из рабочих “Лугансктепловоза” знают, что такое “когнитивный диссонанс” (несоответствие полученного ожидаемому), и тем не менее его пережили все. Гендиректор регулярно и без предупреждения посещает цеха. Летом его можно было увидеть на заводе не в костюме при галстуке, а в сандалиях и шортах. Павлу Цеснеку – в этом году 39. Родом из Чехии, он успел поработать в крупных транснациональных корпорациях, таких как Deloitte и Shell, например, – в роли антикризисного управляющего. Работал в России, в частности, возглавлял новосибирский “Сибэлектропривод” 4 года. Теперь вот на 3 года минимум он стал луганчанином…

Генеральный директор “Лугансктепловоза” Павел Цеснек заявил, что предприятие готово выпускать поезда, которые могут составить конкуренцию скоростным Skoda и Hyundai. Об этом он рассказал газете “Молодогвардеец”.

– Первый вопрос о том, что больше всего беспокоит луганчан. Сокращение на предприятии. Слухи ходят самые разные. Было сообщение, что вы сокращаете то ли 1,5, то ли 2 тыс. человек. А Александра Кужель, бывшая глава Госкомпредпринимательства и избранный депутат Верховной Рады от объединенной оппозиции, вообще заявляла о 3000 уволенных. Что происходит на самом деле?

– Это все глупости. Мы сократили в этом году 450 человек, но мы одновременно принимаем новых работников. С начала года принято на работу порядка 280 человек. Мы набираем людей непосредственно в цеха. На следующий год у нас запланирован рост производства примерно 70%, и нам нужно набрать еще около 800 человек в течение 3-4 месяцев, чтобы выполнить эти объемы. Идет не сокращение, а реструктуризация: мы избавляемся от ненужных штатных единиц, исключаем лишние операции. Были и проблемы по дисциплине – я бы сказал, сейчас этот вопрос более-менее под контролем. А “сокращение” – это была хорошая почва для “любых друзив” нашего завода. На самом деле мы стараемся меньше сокращать людей и больше развивать завод. Это факт. Оптимизация – непрерывный процесс. Будет меняться оборудование, будем получать новые станки, покупаем компьютерную технику – там, где можно использовать машины, мы же не будем использовать человеческий труд.

– В каком сейчас режиме работает “Лугансктепловоз”?

– В интенсивном. Была четырехдневка с августа, с ноября мы перешли на пятидневную рабочую неделю. Это положительно сказалось и на зарплатах. В мае мы выпускали 10 секций локомотивов, в ноябре у нас 20 секций – это рекорд. Я надеюсь, в декабре мы сдадим 22 секции. В следующем году мы планируем ежемесячно выпускать около 22 секций в среднем. Конечно, за время январских праздников темп немножко собьется… Это фактор. Они никому не нужны на самом деле – эти праздники.

– Ну как – традиции же!

– Когда человек живет только традициями, не развивается, – то и завод тоже не развивается. Общество должно двигаться вперед. Я уважаю традиции, но кому нужны 7 дней или 2 недели праздников в январе? Никому. Лучше весной, в мае на 2 недели сделать людям нормальные праздники – чтобы они могли отправиться отдыхать на дачу, например. А зимой что? Человек сидит в квартире, когда дождь или морозы. Смысла нет никакого. Но, конечно, я не государство и я не могу советовать никому – это мое личное мнение.

– Говорят, кроме реструктуризации по личному составу, на заводе “уплотнение” происходит и по производственным площадям.

– Страшные вещи говорят, да? Мы сконцентрируемся в одном месте. Все складские помещения мы переводим в другое место – там будет центральный склад. И будут неликвиды, от которых мы избавимся постепенно.

– А все остальное как же?

– Сдавать в аренду, продавать. Как пойдет. Сами видите, какая ситуация в Украине по экономике. Идет экономический спад. Покупатели, арендаторы приходят, интересуются. Но здесь 150 га – как их освоить, чем загрузить? Это тоже не так все просто. Лучше загрузить 20-30 га интенсивно, затрат на порядок меньше, чем обслуживать всю эту территорию. Плюс налог на землю – за это за все нужно платить. Если у вас дом и 2 га земли, вы за нее будете платить все равно – используете вы ее или нет. Пока что крупного партнера, который сказал бы “я у вас заберу 100 га” нет. Переговоры ведутся, но это на несколько лет работа.

– В интервью журналу “Форбс” вы сказали, что получили карт-бланш от собственника. Полная смена менеджемента завода, на которую вы пошли, была необходима?

– Я приехал сюда работать не на день и не на месяц, а на несколько лет. И хочу окружить себя теми, кто умеет результативно работать, умеет управлять людьми. Это задача руководителя любого уровня. Мы хотим, чтобы произошла смена поколений. Мы меняем руководителей на производстве, во вспомогательных службах. Надо менять стереотипы, поставить туда людей, у которых есть желание работать – пусть даже у них пока недостаточно опыта. Свежий взгляд, новые подходы – это однозначно ключевой вопрос. Создать команду – это красиво звучит, но это очень сложный процесс. Со мной пришли люди из “Трансмашхолдинга”. Это дало большой толчок, я начинал не с нуля, со мной был костяк команды, и все равно 3-4 человека ничего не сделают. Надо собирать единомышленников на месте, надо готовить людей. Дать шанс человеку, поднять его на должность, сказать: “У тебя есть 2-3 месяца, если все нормально – мы тебя утверждаем, если нет – будем искать другого”.

– По прежнему руководству выходили критические статьи в прессе. После статьи Владислава Кривобокова, на тот момент депутата облсовета, прежнее руководство “Лугансктепловоза” в суде потребовало от политика и газеты “XXI век” 500 тыс. грн. в качестве возмещения морального ущерба. Вы знакомы с этой ситуацией?

– Знаком. Мне здесь нечего комментировать: я историей не занимаюсь в этом плане.

– Как вы относитесь к тем оценкам, которые были даны в той статье?

– Мой подход – не критиковать прежних руководителей. Критиковать их – это самое простое, и мне от этого пользы никакой. У меня свой подход к решению вопросов, к реструктуризации. Я делаю, что могу, что умею. Если это дает результат – люди это увидят. А критиковать – это не путь.

– Одна из проблем, о которых писала и наша газета – “Лугансктепловоз” при довольно туманных обстоятельствах лишился части оборудования и технологий, которые перекочевали на предприятие “Трансмаш”. Будете ли вы инициировать проверку законности их передачи?

– Слухи есть разные. Но реально ли изменить ситуацию? Сколько лет назад это произошло? 5, 10, 12? Я не знаю. Нам это разбирательство много денег не принесет, а отвлекать наше внимание будет. Будем судиться еще несколько лет, и толку с этого? Я позитивно настроен: наша перспектива – выпускать конкурентоспособные изделия. С “Трансмашем” мы можем сотрудничать, у нас нормальный рабочий контакт. Если есть вопросы, помогаем друг другу. Если смотреть, что было в истории… Мне проще не этим заниматься, а работать над развитием завода, над новыми разработками, обновлением оборудования. У нас практически утверждены бизнес-план на следующий год и инвестпрограмма, мы знаем, сколько будем выпускать секций локомотивов, занимаемся работой с внешним миром – с университетом (Восточноукраинский университет им. В. Даля.), с училищами. Люди начинают понимать, что я хочу здесь сделать. Конечно, не все еще понимают, некоторым не нравится, что мы здесь меняем порядки. И тем не мене – смотрите, какая динамика. В этом году мы уже достигли показателя 1587 млн. грн. дохода, до конца года мы должны выйти на 1,812 млрд. – увеличение по сравнению с прошлым годом где-то 15%. Следующий год – почти 70% роста, 3031 млн. грн. Это пока ориентировочные суммы. В этом году мы выпустим 156-160 секций, в следующем планируем 250! Есть предпосылки, что цифра будет большей, но я не хочу ее называть: потом станут упрекать – “вот, вы обещали”. Вот этим мы живем сегодня.

– Проблема сотрудничества с “Укрзализныцей” во многом была связана с работой самого предприятия, – так вы сказали в упомянутом интервью “Форбс”. Также вы отмечали, что встреча с руководством “Укрзализныци” еще впереди. Она уже состоялась?

– Первая встреча, знакомство уже состоялось. Будем искать возможности расширить сотрудничество. Речь шла о поставке электровозов, вопрос сейчас состоит в финансировании со стороны “Укрзализныци”. Шел разговор и о дизель-поездах, но пока конкретных цифр никто не называет. Мы со своей стороны готовы.

– В этом году на украинских железных дорогах появились скоростные поезда Skoda и Hyundai. Может быть, вместо них имело бы смысл сосредоточиться на электропоездах типа ЕПЛ2Т или ЕПЛ9Т, дизель-поездах типа ДЕЛ02? Они по характеристикам сопоставимы?

– Сопоставимы, но здесь мы опять-таки можем только еще раз заявить, что мы – готовы. Мы полностью готовы выпускать эту продукцию, которая, уверен, будет востребована в Украине.

– Вам приходится общаться с мэрией Луганска, областной госадминитсрацией. Легко было найти общий язык с местным руководством?

– Со своей стороны могу сказать: это нормальный рабочий контакт. Мы помогаем друг другу в рамках своих сил и возможностей. Есть вопросы по жилым домам – мы сейчас занимаемся, анализируем ситуацию, будем искать решение совместно с администрацией города. Социальную сферу я бы хотел передать городу, это не наш бизнес – заниматься жилыми домами, обслуживать их. Понятно, что они у нас на балансе, мы ими занимаемся, но на перспективу – это не наш профиль, не то, чем завод должен заниматься.

– В то же время, по закону, при передаче жилого фонда вы должны будете провести ремонты домов либо выделить денежное сопровождение, за счет которого эту работу провели бы городские службы…

– Конечно, но это требует очень больших денежных вложений и затрат времени.

– Об этом и вопрос.

– Понятно, о том и идет речь. Денег на все не хватает: нам надо ремонтировать завод, и это – приоритет номер один. Будет работать завод – мы сможем позволить себе отремонтировать наши дома, помогать чем-то городу. Деньги просто так из воздуха не появляются. Программа у нас серьезная, рост производства запланирован значительный, тем более у нас контракт с РЖД, а там огромнейшие штрафы за несвоевременную поставку – это не шутка.

– Губернатор говорит о необходимости внутриобластной кооперации. Вы как руководитель заинтересованы в этом? Насколько это важная тема для вас?

– В связи с реструктуризацией мы ищем партнеров и в области, и в Украине, и в России, в Европе даже. Областная администрация нам очень серьезно помогает, дают координаты, совещания несколько раз проходили – по ремонту оборудования, по поставке литья. Есть такое.

– Вы повидали много городов. Какое впечатление на вас произвел Луганск?

– Хорошее. Правда, хорошее. Город мне нравится: недалеко на работу, нет пробок… Меня здесь абсолютно все устраивает. Если бы еще здесь были горы и какие-то озера недалеко от города – было бы совсем все хорошо. Я люблю горы, чтобы 2,5 тыс. м – хотя бы такие, как Карпаты. А здесь в турпоходы можно только в лес идти. Но – нормально. Город с приличной инфраструктурой. Что-то лучше, что-то хуже, чем в других местах – это жизнь. В России есть много городов, у которых состояние гораздо хуже, чем у Луганска.

– Вы как управленец могли бы посоветовать городским властям на что-то обратить внимание?

– Мой мир – это здесь. Советовать чиновникам – это, я считаю, было бы неправильно с моей стороны. Конечно, если бы я взялся давать советы, я бы сказал о транспортной инфраструктуре. Я, например, сторонник трамвайного транспорта. Это самый дешевый и экологически чистый транспорт – если он эффективно работает. В каждом городе есть, что улучшать. А нас интересует, чтобы наши работники нормально добирались на работу. Сейчас будем решать с железной дорогой вопрос, чтобы они немного поменяли график движения пригородных поездов – чтобы рабочие успевали разумно добираться на работу и с работы.

– Вы считаете, у вас получится договориться с железнодорожниками?

– Я оптимист. Задача у меня такая стоит. Я встречался с представителями администрации железной дороги здесь, на встрече с губернатором вопрос поднимался – обещали. Посмотрим. Но советов администрации города, области я давать не хочу. Советовать всегда просто, но когда вникнешь, оценишь масштаб бедствия… Тот же трамвай: надо отремонтировать трамвайные пути, только потом можно ставить нормальный современный трамвай. Относительно новых тут ездит пара единиц, а остальным – за 40 лет уже. Я по своей работе знаю, как воспринимаются советы со стороны. В том числе и поэтому я не критикую своих предшественников.

– Сейчас в Интернете по запросу “Лугансктепловоз” выдаются новости с бирж, и можно наблюдать постоянный рост цены акций предприятия.

– Все правильно, молодая команда. Действительно, надежда есть большая. Рост производства, бизнес-план, план товарной продукции на 2013 г., согласованный с акционерами; также согласованный с акционерами бизнес-план всего холдинга на 3 года вперед – это обнадеживает. И то, что Россия пока не ощущает кризиса по сравнению с Украиной и Европой, – а основной заказчик это Россия… Предпосылки очень обнадеживающие. Я ожидал, честно говоря, что работать придется в более сложных условиях. Здесь коллектив очень неплохой. Я могу сравнивать – я видел много предприятий. (Trans-Port.com.ua/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version