Машиностроение Украины и мира

Россия: вагоностроители требуют господдержки в преддверии резкого падения рынка

НП производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава “Объединение вагоностроителей” (в него входят НПК “Уралвагонзавод” и другие крупные производители вагонов) обратилось к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой “проработать вопрос” запрета продления срока службы грузовых вагонов “сверх установленного производителями”. В письме, которое подписано председателем наблюдательного совета партнерства и главой УВЗ Олегом Сиенко, говорится, что решение о продлении срока эксплуатации вагонов было принято “в качестве временной меры” из-за значительного дефицита грузовых вагонов в конце 1990-х годов. Но сейчас дефицита нет, а на заводах введены новые мощности. По данным НП, из 1150 тыс. использующихся в России грузовых вагонов более 20% эксплуатируются сверх нормативных сроков службы, и их доля растет.

В письме подчеркивается, что по итогам 2012 г. в России выпущено свыше 70 тыс. грузовых вагонов, но в 2013 г. прогнозируется падение спроса. В справке к письму говорится, что на середину декабря 2012 г. объем заказов грузовых вагонов на 2013 г. составлял не более 30 тыс., то есть лишь 40% выпуска от объемов 2012 г. при мощностях заводов на уровне более 80 тыс. вагонов в год. По оценкам “Infoline-Аналитики”, спрос на грузовые вагоны в 2013 г. может сократиться до 45-50 тыс. штук при объеме рынка более 90 тыс. в 2012 г.

В НП считают, что без господдержки в ближайшие два года объем выпуска вагонов в России в денежном выражении снизится более чем на 200 млрд. руб., убыток предприятий составит не менее 5 млрд. руб., поступления в федеральный бюджет упадут на 9 млрд. руб., в региональные – на 26 млрд. руб. Будет сокращено 26 тыс. сотрудников.

Заместитель гендиректора УВЗ по железнодорожной технике Андрей Шленский пояснил, что инициатива партнерства “касается не выведения из эксплуатации тех вагонов, срок службы которых уже продлен, а прекращения продлений для вагонов, срок службы которых подходит к концу”. По его словам, это “первоочередная мера поддержки отечественных вагоностроителей на фоне падающего спроса, возможность оптимизации численности вагонов на сети и обновления парка”. По оценкам “Infoline-Аналитики”, в 2013-2015 гг. истечет срок службы 93 тыс. вагонов, 52% из них – полувагоны, 14,5% – цистерны. “В 2013 г. из-за непродления срока службы могут быть выведены 35 тыс. вагонов, потери собственников составят более 26 млрд. руб., которые складываются из разницы между стоимостью запчастей при утилизации и остаточной стоимостью вагона”, – отмечает глава “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров.

Гендиректор оператора “Спецэнерготранс” Максим Мироненко поддерживает инициативу вагонопроизводителей. “Она может создать определенные проблемы для операторов, у которых большая доля старого парка в собственности, но в целом это правильная идея”, – говорит топ-менеджер. Источник в АФК “Система” отметил, что такое решение нужно, но по отдельным типам подвижного состава. Исполнительный директор НП “Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава” Дмитрий Королев считает, что консолидированную позицию операторов по этому вопросу сложно сформировать, средний возраст парка у всех разный.

Об ограничении сроков эксплуатации вагонов упоминал министр транспорта Максим Соколов. Но он говорил, что “нельзя допустить ситуации, когда государство продало вагоны, а потом запрещает их эксплуатацию, – это будет некрасиво”. По мнению Михаила Бурмистрова, “резкое изменение правил игры, сопряженное с прямыми финансовыми потерями собственников, будет воспринято крайне негативно”, из-за этого некоторые сделки по купле-продаже вагонов, по которым вводится запрет, могут быть оспорены покупателями в судебном порядке.

Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов добавляет, что также для поддержки отрасли рассматриваются введение программы утилизации с грантом за сданный в утиль вагон, компенсация государством процентов по кредиту на покупку инновационных вагонов в размере 2/3 ставки рефинансирования, введение льготных тарифов на перевозку при использовании инновационных вагонов, а также закупка таких вагонов Государственной транспортной лизинговой компанией. (Коммерсант/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version