Машиностроение Украины и мира

Украина на мировом рынке вооружений

Россия теряет большой военный контракт с Ираком и обвиняет в этом Украину. Действительно, хотя в последние годы Киев и несколько сдал позиции на мировом рынке вооружений, он остается довольно мощным игроком, в том числе на Ближнем Востоке. Впрочем, Украина и РФ могут получать крупные оружейные заказы не только конкурируя, но и сотрудничая.

В ноябре стало известно о возможном срыве крупнейшего за последние 10 лет оружейного контракта между Россией и Ираком на $4,2 млрд. Специалисты сообщают, что ранее Москва достигла с Багдадом договоренности о поставке 30 ударных вертолетов Ми-28Н и 42 зенитных ракетно-пушечных комплексов “Панцирь-С1”. Также было договорено начать переговоры по закупке истребителей МиГ-29М/М2. Однако в ноябре советник иракского премьера, Али Мусави, заявил, что контракт аннулирован из-за подозрений в коррупции. По словам советника, когда премьер-министр Ирака вернулся из РФ, у него возникли определенные подозрения насчет коррупции, и сейчас вокруг отмененного контракта проводится расследование.

Источники в российском правительстве настойчиво называют отмену договора интригами США, и более того, – Украины. Они утверждают, что Вашингтон предпринимал большие усилия для срыва сделки, а также что Киев стремится все-таки опередить Москву на иракском рынке вооружений.

Стремление Америки устранить россиян с рынка принципиально важной страны неудивительно, отмечает отраслевой эксперт Сергей Згурец: “Мировой оружейный рынок – один из самых конкурентных и циничных, в сравнение с ним не идут другие торговые войны. Это огромные деньги и многолетние контракты. В 2011 г. он составил $70,2 млрд., а в этом году вырастет еще на 6-7%”. И Белый дом с Кремлем – давние и принципиальные конкуренты на этом рынке: США занимают первое место по объемам торговли, Россия – второе. Украина раньше тоже входила в десятку лидеров, но в прошлом году вылетела из нее, наторговав за год на $1 млрд. И уже много лет Киев стремится использовать свою прозападную ориентацию для допуска на те рынки оружия, которые сегодня контролируются Соединенными Штатами и их союзниками – а вот раньше снабжались советским вооружением и техникой (Ирак, Афганистан, Эфиопия).

Но могут ли отечественные военнопромышленники заменить русских на иракском рынке? Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак считает, что по новым истребителям или бомбардировщикам – нет, поскольку в нашей стране нет мощностей по производству такой техники. Украинские авиаремонтные заводы, которых осталось порядка 10, с трудом справляются и с внутренними задачами. То же самое касается военных вертолетов и ЗРК, которые Киев мог бы поставить только из существующих армейских запасов. Поэтому если кто-то и перехватит у РФ иракский авиазаказ, то это, скорее, США или Европа. Другой вопрос, что Украина остается известным ремонтным подрядчиком для всей подобной техники. Например, те же авиаремзаводы способны обслуживать (и модернизировать) все типы самолетов и вертолетов производства экс-СССР. Неудивительно, что авиапром страны загружен ремонтными заказами, которые позволяют отрасли оставаться “на плаву”. В. Бадрак добавил, что если брать транспортную авиацию, то она по-прежнему выпускается. И здесь как раз можно вспомнить контракт с Ираком на 6 машин Ан-32Б совокупной стоимостью до $100 млн.

Совсем иначе обстоит дело с бронетехникой. В 2006 г. Багдад закупил 50 единиц отечественной бронетехники, в 2007 г. – 110. В 2009 г. подписан контракт на 420 современных украинских бронетранспортеров БТР-4 (270 линейных машин, 80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских, 10 ремонтно-эвакуационных) на $457,5 млн. Кроме того, в 2004 г. Холдинг “АвтоКрАЗ” совместно с фирмой “Прогресс” выиграли тендер на $78 млн. на поставку в Ирак около 2000 большегрузных автомашин “КрАЗ”.

Наконец, в 2009 г. Киев предварительно договорился с иракцами о поставке танков, бронемашин и самолетов на $2,4 млрд. Это стало бы крупнейшим пакетным контрактом в истории национального ВПК, который включил бы 150 танков Т-80УД и “Оплот” (модификация Т-84), 2 вертолета Ми-8Т и новую партию Ан-32Б. Аналитики подтверждают, что тогда Вашингтон весьма активно лоббировал интересы военпрома Украины. “Затем контракт заглох, в т. ч. из-за интриг Кремля, которые продолжаются по сей день. Но в целом он остается актуальным, и, думаю, обе стороны смогут вернуться к нему при благоприятном раскладе”, – допускает экономист и политолог Виталий Кулик. А это значит, что Киев сохраняет неплохие позиции на иракском рынке, несмотря на недавнюю шумиху с претензиями Багдада к БТР-4. Изменение обстановки к лучшему недавно подтвердил посол Ирака в Украине Шорш Халид Саид, по словам которого, возникшие проблемные вопросы удалось урегулировать в ходе многочисленных сложных переговоров между Министерством обороны Ирака и ГК “Укрспецэкспорт”.

Некоторые источники уточняют, что проблема может быть не только в БТР. По данным нардепа Валерия Коновалюка, с 2010 г. новые руководители ГК “Укрспецэкспорт” и оборонного министерства начали устранять от отечественных экспортных оружейных контрактов тех традиционных посредников, при помощи которых обычно заключаются договоры на глобальном оружейном рынке. А это вызвало проблемы со странами-партнерами, так как подобные посредники – это структуры, которым доверяют обе стороны, и которые поэтому берут на себя улаживание большинства спорных и острых моментов.

Тем не менее украинское оружие остается конкурентоспособным в основных для него регионах сбыта. Это подтверждается, к примеру, недавним “разоблачением” британской медиагруппы ВВС насчет стрелкового вооружения из Украины, якобы обнаруженного у сирийских повстанцев. В “разоблачении” фигурирует Луганский патронный завод – один из крупнейших в Советском Союзе изготовителей боеприпасов для стрелкового оружия. Также указывается, что настоящим получателем выявленного вооружения была Саудовская Аравия. Это означает, что отечественные оружейники присутствуют даже на труднодоступном рынке вооружений Аравийского полуострова, нефтяные монархии которого много десятков лет “привязаны” к военным поставкам из США и Европы.

Возвращаясь к конкуренции с россиянами на иракском рынке вооружений, специалисты приходят к выводу: Москве и Киеву лучше всего было бы сотрудничать в Ираке – как и на многих других рынках. Украинский ВПК силен в танках, бронетехнике, боеприпасах, российский – в авиации и различных ракетных системах. “Более того, Украина и Россия могли бы формировать консорциумы для участия в оборонных тендерах и в Ираке, и в других странах. Ведь постсоветская производственная кооперация частично сохранилась”, – комментирует В. Кулик.

Действительно, завод “Мотор-Сич” поставляет двигатели практически для всех моделей производимых в РФ вертолетов, КБ “Южное” выполняет сервисное обслуживание межконтинентальных ракет РС-20 и тем самым обеспечивает боеспособность ядерных сил России. ГАХК “Артем” снабжает самолеты и танки РФ боеприпасами; черкасский государственный научно-производственный комплекс “Фотоприбор” совместно с российским Коломенским конструкторским бюро машиностроения поставляет комплектующие для противотанковых ракетных комплексов “Хризантема-С”. Львовское предприятие “Лорта” выпускает системы управления огнем для российских вертолетов и вычислительные комплексы для небезызвестных ЗРК С-300; а КБ “Арсенал” поставляет в Россию различные типы головок самонаведения, авиационные системы прицеливания, лазерные гироскопы. Перечень примеров можно продолжать.

Многие из этих вооружений могут продаваться и в Ирак: хотя США активно насыщают его собственной военной продукцией, Багдад остается зависимым и от советских типов оружия. Например, несколько лет назад у Венгрии закуплены 77 танков Т-72, которые затем прошли модернизацию в США на мощностях компании Defense Solutions. Эта модернизационная программа предполагает приобретение до 2000 единиц Т-72 – и представители Белого дома допускают, что такие закупки могут быть сделаны в нашей стране (плюс в Чехии, Словакии и Польше). Иракский посол в этой связи замечает: “Своими новейшими разработками и технологиями в сфере высокоточного оружия, навигации и локации Украина может играть важную роль в модернизации оборонно-промышленного комплекса Ирака, ведь укрепление военной мощи в самом взрывоопасном регионе планеты – это не проявление агрессии, а настоятельная необходимость для сохранения государственного суверенитета”.

Итак, возможности и перспективы есть. И это касается, снова-таки, не только Ирака: скажем, недавно министр обороны Украины Дмитрий Саламатин провел достаточно успешные переговоры с Азербайджаном, достигнув договоренности развивать сотрудничество, включая создание в этой республике дочернего производства некоторых боеприпасов и компонентов. Кроме того, осенью Кабмин утвердил проект соглашения с Таиландом о сотрудничестве в оборонной сфере. Эксперты напоминают, что Киев уже имеет с Бангкоком договор о поставке 49 танков “Оплот-М”, которые заменят устаревшие американские М41А3; стоимость сделки – около $240 млн. Также в Таиланд отправится 121 БТР марки 3-Е1 на $140 млн.

А секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Клюев сообщил, что есть планы изготовления БТР-4 в Казахстане совместно с АО “Казахстан Инжиниринг”. И совсем недавно гендиректор Харьковского завода им. Малышева (один из ведущих производителей танков в бывшем СССР) Николай Белов заявил, что танками “Оплот” заинтересовался Пакистан. Как известно, эта страна в 1990-х годах уже закупила у предприятия большую партию машин другой марки, Т-80УД (320 единиц).

За счет этих и подобных проектов уже в 2012 г. отечественный военпром может нарастить продажи в полтора раза, до $1,5 млрд., считает В. Бадрак. Он отмечает, что в структуре украинской торговли оружием доминирует новая техника, а не б/у. А это создает предпосылки для дальнейшего восстановления и укрепления позиций на международных рынках вооружения. (МинПром/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version