По ВВП Франция занимает второе место в Европе, а по доле в общем выпуске продукции общего машиностроения 27 странами ЕС (около 8%) – третье после Германии (39%) и Италии (19%). Если в Евросоюзе в целом удельный вес указанной отрасли в обрабатывающей промышленности составляет примерно 9%, то во Франции – только 5%.
Основные кластеры рассматриваемой отрасли во Франции находятся в регионах Иль-де-Франс, Рона-Альпы, Эльзас, Лотарингия, а также вокруг Нанта и Тулузы.
Темпы роста французского общего машиностроения в последние годы примерно соответствуют среднему показателю по ЕС. Зарплата же в данной отрасли Франции (примерно 27 тыс. евро в год) в среднем ниже, чем в Евросоюзе в целом. Более того, она меньше средней зарплаты во всей французской обрабатывающей промышленности, что в общем не типично для общего машиностроения и в других (обследованных на этот предмет) странах ЕС не наблюдается. Производительность труда, или добавленная стоимость в расчете на одного занятого, в общем машиностроении Франции также ниже, чем в обрабатывающей промышленности страны в целом.
Что же касается затрат труда на единицу продукции и соотношения между добавленной стоимостью (за вычетом зарплаты) и объемом производства, то эти показатели не сильно отличаются от средних по Евросоюзу, о чем свидетельствуют приводимые ниже данные Eurostat, Cambridge Econometrics и Ifo Institute:
2008 г. | Среднегодовые темпы прироста (%) | ||||
I | II | III | IV | ||
Производство в текущих ценах (млрд. евро) | |||||
Франция | 47 | 6,5 | -0,3 | 9,6 | -13,4 |
ЕС-27 | 598 | 4,0 | 2,3 | 10,4 | -8,4 |
Производство в ценах 2005 г. (млрд. евро) | |||||
Франция | 45 | 5,2 | -1,5 | 7,7 | -13,5 |
ЕС-27 | 561 | 3,4 | 1,3 | 8,0 | -9,3 |
Валовая добавленная стоимость в постоянных ценах (млрд. евро) | |||||
Франция | 14 | 4,1 | -1,2 | 7,9 | -13,5 |
ЕС-27 | 176 | 2,4 | 0,3 | 6,0 | -9,3 |
Число занятых (тыс.) | |||||
Франция | 276 | 2,4 | -3,0 | 3,3 | -4,8 |
ЕС-27 | 3201 | -1,6 | -2,2 | 1,8 | -4,8 |
Валовой операционный коэффициент (%)* | |||||
Франция | 15,2 | -0,2 | 0,2 | 3,7 | -17,0 |
ЕС-27 | 14,2 | 0,2 | -0,2 | 1,5 | -7,6 |
Производительность труда (тыс. евро)** | |||||
Франция | 50 | 1,7 | 1,8 | 4,4 | -9,2 |
ЕС-27 | 55 | 4,0 | 2,6 | 4,1 | -4,7 |
Зарплата в расчете на 1 занятого (тыс. евро) | |||||
Франция | 27 | 2,2 | 3,1 | 3,0 | 3,7 |
ЕС-27 | 32 | 3,7 | 3,1 | 3,7 | 1,9 |
Зарплата на 1 евро добавленной стоимости (евро)*** | |||||
Франция | 0,538 | 0,5 | 1,3 | -1,3 | 14,1 |
ЕС-27 | 0,582 | -0,3 | 0,5 | -0,5 | 6,9 |
* – Соотношение между добавленной стоимостью (за вычетом зарплаты) и производством в номинальных ценах; ** – добавленная стоимость на одного занятого в ценах 2005 г.; *** – В ценах 2005 г.
Примечание. I – 1995-2000 гг., II – 2000-2005 гг., III – 2005-2008 гг., IV – 2008-2010 гг.
Примерно 65% всего производства в общем машиностроении Франции приходится на такие 10 позиций, как двигатели и турбины, клапаны и арматура, подъемно-транспортное оборудование, машины для сельского и лесного хозяйства, горно-шахтное оборудование, насосы и компрессоры, подшипники, передачи и т. п., промышленное холодильное, морозильное и вентиляционное оборудование, станки, оборудование для текстильной и швейной промышленности. Если же говорить о ЕС в целом, то там доля перечисленных позиций в общем машиностроении приблизилась к французской только в последние несколько лет, чему способствовали главным образом Германия и новые члены Евросоюза (ранее она составляла около 52%).
За последние 15 лет в производстве Францией некоторых названных видов оборудования произошли существенные изменения. Выпуск сельскохозяйственного оборудования рос более высокими темпами, чем продукции общего машиностроения в целом, в результате чего его доля в этой продукции увеличилась с 6% в конце 1990-х годов до 9% в 2010 г. Еще в большей степени (с 6% до 11%) возрос данный показатель для промышленного охладительного, морозильного и вентиляционного оборудования, и в обоих случаях эти изменения могут быть объяснены (по крайней мере, частично) расширением спроса. Что же касается станков, например, то их удельный вес сократился за последнее десятилетие с 6% до менее 2% и теперь наполовину меньше среднего показателя в ЕС, тогда как ранее значительно его превышал.
Производственная кооперация между крупными и мелкими фирмами во Франции развита в гораздо меньшей степени, чем, например, в Германии, вследствие чего последние менее склонны следовать за своими крупными клиентами на иностранные рынки. Более того, за заказы этих клиентов отчаянно борются заграничные поставщики с низкими издержками, что уменьшает и без того скромные возможности мелких французских предприятий.
С наследников семейного бизнеса во Франции взимаются высокие налоги, и там не практикуется такое “щедрое” его поощрение, как в Германии. Последняя предоставляет налоговые льготы тем наследникам, которые обязуются в течение определенного периода времени не продавать или не ликвидировать переходящие к ним компании.
Франция имеет традиционно тесные связи со странами Аравийского полуострова и средиземноморскими государствами Северной Африки. На них приходится более 10% ее экспорта, и их значение для заграничных поставок французской продукции общего машиностроения намного больше, чем стран НАФТА или КНР, которые, как правило, увязывают эти поставки с прямыми инвестициями.
Из новых членов ЕС в стоимостную цепочку французских компаний общего машиностроения включены в основном Румыния и Болгария. Прочное место занимают в ней турецкие поставщики металлических полуфабрикатов. Большинство промежуточной продукции, поступающей из Азии (прежде всего электронные изделия, контрольная аппаратура, датчики и гидравлика), изготовляется в Японии и КНР. Часто ее поставляют азиатские фирмы, которые имеют производственные мощности во Франции и импортируют комплектующие с предприятий, входящих в их глобальные сети материально-технического снабжения.
Государственная поддержка общего машиностроения во Франции, призванная содействовать техническому прогрессу в этой отрасли, осуществляется главным образом посредством налоговых льгот для персонала, занятого в сфере НИОКР. Значительная часть выделяемых государством средств расходуется не столько на инновации, сколько на стандартизацию.
Во Франции не существует полугосударственных исследовательских организаций, которые имеются в некоторых других странах ЕС. Исследовательский центр в общем машиностроении, именуемый Сentre Technique des Industries Mecaniques, финансируется в основном входящими в него компаниями. Дополнительные средства поступают от НИОКР, выполняемых для сторонних заказчиков. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)