Машиностроение Украины и мира

Китай: машиностроение на современном этапе

По данным Всекитайской федерации машиностроения, выпуск машин и оборудования в стране в 2009 г. достиг $1,6 трлн., что в четыре раза больше, чем в 1999 г. КНР сейчас является крупнейшим мировым поставщиком промышленного оборудования, причем примерно четверть китайской продукции предназначается для экспорта, т. е. общее машиностроение занимает второе место в КНР после электронной промышленности по темпам прироста экспортных поставок.

До 2003 г. машиностроительная продукция в КНР больше импортировалась, чем экспортировалась, однако уже в 2007 г. эта страна обошла Германию и стала крупнейшим в мире экспортером машин и оборудования, а в 2009 г. уже 16% машиностроительной продукции в мире производилось в КНР. Основой такого бурного роста китайского машиностроения является сочетание дешевой рабочей силы, широких мер государственной поддержки и внедрение иностранных технологий.

Согласно общепринятому мнению, иностранным поставщикам практически бессмысленно конкурировать с китайскими компаниями в вопросах цены. В 2009 г. КНР стала крупнейшим мировым экспортером лесопильных станков, средняя цена FOB которых составляла всего $92, в то время как даже мексиканский аналог обходился в $247, а итальянский – в $585. Таким же образом КНР является крупнейшим и одним из самых дешевых производителей холодильных компрессоров. В конце предыдущего десятилетия средняя стоимость китайских установок составляла $48, у компрессоров из Японии данный показатель равнялся $113, США – $204 и даже из Таиланда – $62.

Основным конкурентным преимуществом китайских компаний является недорогая рабочая сила. Общее число занятых в машиностроении КНР составляет около 20 млн., причем разрыв в уровне заработной платы по сравнению с ведущими странами быстро сокращается. Тем не менее в 2008 г. данный показатель в машиностроении КНР составлял в среднем $0,40/ч, тогда как в США, Японии и Германии за час рабочий получал минимум $20.

Росту машиностроения КНР способствует и повышение квалификации рабочей силы. В 2000 г. ВУЗы страны выпустили почти 200 тыс. молодых инженеров, а в 2010 г. благодаря реформе системы образования данный показатель уже превысил 700 тыс.

Власти КНР оказывают машиностроительным компаниям активную поддержку, в том числе выделяя субсидии, расширяя возврат НДС при экспорте, снижая проценты по займам. Одним из ярких примеров такой политики является деятельность компании Shandong Molong Petroleum Machinery (продуцент нефтеперерабатывающего оборудования, пров. Шаньдун). В 2009 г. компания получила государственную субсидию на $5,5 млн., включая $4,4 млн. из муниципального бюджета Шоугуана. Дополнительно $1,2 млн. фирма получила в форме возврата НДС (в среднем в КНР при экспорте возвращается не более 15-17%). Кроме того, попав в число высокотехнологичных предприятий в пров. Шаньдун, вместо 25% подоходного налога, фирма выплатила в казну всего 15%. А в 2009 г. из налогового счета компании было вычтено $147 тыс. в качестве компенсации расходов на НИОКР, также она получила 40%-ный налоговый кредит на $4,4 млн. за расходы на модернизацию оборудования завода. Таким образом, общая сумма полученных Shandong Molong Petroleum Machinery государственных средств равнялась $16,3 млн.

Наряду с широкой государственной поддержкой важная роль в формировании современного машиностроения в КНР принадлежит иностранным инвестициям. Появление на китайском рынке машин и оборудования ведущих мировых поставщиков с их жесткими стандартами способствует улучшению качества продукции. Одновременно более высокие стандарты качества распространяются среди китайских компаний, создавая иностранным компаниям дополнительный стимул для дальнейших инвестиций в машиностроение КНР, что позволяет иностранным поставщикам реализовать главное преимущество китайского рынка машин и оборудования, которое заключается в низких производственных издержках.

С 1990 г. КНР была первой по объему получаемых иностранных инвестиций среди всех развивающихся стран, а в 2009 г. заняла второе место в мире по прямым иностранным инвестициям, уступив лишь США, причем около половины этих инвестиций прямо поступало в производственный сектор китайской экономики. В 2010 г. на компании с иностранными инвестициями приходилось до 55% китайского экспорта. Иностранные технологии нередко в нарушение прав интеллектуальной собственности, а чаще вследствие мобильности человеческих ресурсов стали попадать в руки местных компаний. Таким образом, именно иностранные инвестиции и стали основой нынешнего успеха китайских поставщиков машин и оборудования.

Для ведущих иностранных поставщиков машин и оборудования сотрудничество с китайскими компаниями является оптимальным методом укрепления их позиций на китайском рынке. Такой интерес является взаимным – наличие в станочном парке китайских предприятий иностранной техники является гарантией высокого качества изготовляемой продукции. Репутация иностранных компаний часто перевешивает китайские брэнды, причем иностранные компании предоставляют услуги по техническому обслуживанию и ремонту оборудования после его покупки, что полностью отсутствует у большинства китайских поставщиков машин и оборудования.

Среди иностранных компаний, достигших особенно большого успеха в КНР на рынке высокотехнологичной продукции машиностроения, стоит отметить Rolls-Royce. В ноябре 2010 г. компания заключила контракт на $1,2 млрд. на поставку и обслуживание двигателей для авиалайнеров China Eastern Airlines. В КНР английская компания имеет совместное предприятие по производству комплектующих для авиадвигателей, а в Тяньцзине действует центр подготовки техников и инженеров для Всекитайского управления гражданской авиации.

Весьма успешной в машиностроении КНР является и деятельность компании General Electric. Американская компания создала в этой стране 36 предприятий с общим числом занятых более 14 тыс. В 2010 г. компания заявила о дальнейших шагах по развитию китайского рынка, инвестировав $2 млрд. в совместное предприятие по производству энергетического оборудования.

Прямые инвестиции – это часто лучшее решение для иностранных производителей, желающих воспользоваться преимуществами китайского рынка. Кроме того, существует и ряд административных стимулов для иностранных компаний: от условий для выхода на рынок до налоговых льгот. Помимо новейших технологий, иностранные компании в КНР имеют и ряд других преимуществ перед местными игроками. Производительность труда на иностранных заводах в Китае часто выше, чем у частных китайских производителей, у которых она выше, чем на государственных предприятиях. Также иностранные компании имеют выход на международный рынок: большая часть произведенного в Китае оборудования экспортируется в страну инвестора. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version