Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: развитие электронной торговли, 2011-2013 годы

По утверждению Ubifrance, темпы развития электронной торговли в мире в настоящее время являются более устойчивыми, чем других ее видов. Совокупная емкость потребительского сегмента мирового рынка электронной торговли (BtoC – business to consumer), согласно оценке IMRG, в 2011 г. возросла по сравнению с предыдущим годом на 20% до $690 млрд. (557,3 млрд. евро), а в 2013 г. превысит 1000 млрд. евро. Объем такой торговли в Европе в 2011 г. определялся в 200,5 млрд. евро (+18%), в США – в 130 млрд. евро ($161,5 млрд.; +13%), в КНР – в 93 млрд. евро ($115,1 млрд.; +66%), в Японии – в 46,8 млрд. евро ($58 млрд.), в Бразилии – в 8,8 млрд. евро (+26%), в Турции – в 8 млрд. евро (+34%), в Российской Федерации – в 7,6 млрд. евро (+26%) и в других странах – в 62,6 млрд. евро.

Поскольку развитие электронной торговли находится в тесной зависимости от степени использования высокоскоростного Интернета в домашних условиях, наиболее крупными онлайн-рынками обладают США, Западная и Северная Европа и отчасти Азия (Япония, Тайвань, Сингапур).

Роль дистанционной торговли в деятельности практикующих ее компаний может быть совершенно различной. Часть фирм в этом плане относится к категории так называемых “чистых интернет-игроков”, осуществляющих продажи исключительно через Интернет (Priceminister, Pixmania и т. д.). Вместе с тем для целого ряда широко известных “традиционных” торговых сетей это всего лишь дополнительный канал сбыта (в частности для таких, как Fnac, Carrefour или Auchan). При этом в некоторых странах (например, в Великобритании) объем онлайновых продаж выше, чем каталожных.

По расчетам Internet Retailer, в США удельный вес онлайновых продаж в совокупных розничных продажах в 2011 г. был равен 7%, а в 2013 г. может составить примерно 8%. Со своей стороны, фирма Forrester Research обращает внимание на возможность сокращения в этой стране в предстоящие годы темпов развития электронных продаж (+12% в 2011 г., но всего лишь +8% в 2016 г.).

Онлайновые продажи 500 крупнейших американских дистрибуторов в 2011 г. представляли 76,8% их совокупного оборота ($180,7 млрд. или 145,9 млрд. евро), т. е. были на 20,4%-ного пункта выше, чем в предыдущем году. Развитие электронной торговли в стране в основном обеспечивают крупные фирмы – главным образом из числа “чистых интернет-игроков” ($73,3 млрд. или 59,2 млрд. евро; +32%). Типичным представителем поставщиков, торгующих исключительно через Интернет, является фирма Amazon.

По данным eMarketer, в 2011 г. в США насчитывалось в общей сложности 148 млн. онлайновых покупателей.

В Европе, согласно оценке Center for Retail Research (январь 2012 г.), в 2011 г. указанная сумма продаж и их общий прирост по сравнению с 2010 г. (169,63 млрд. евро) охватывают 13 стран, где на них приходилось 7,8% всей выручки от розничной торговли. В том же году средние расходы европейских киберпокупателей на приобретение 25 товаров исчислялись в 1221 евро.

Крупнейшими европейскими рынками были Великобритания (59,4 млрд. евро), Германия (45 млрд. евро) и Франция (37,7 млрд. евро); на них приходился 71% всех европейских онлайновых продаж. Наиболее высокие темпы прироста в 2011 г. были зарегистрированы в Польше (+33,5%), Италии (+24,8%), Франции (+24%), Швеции и Норвегии (+22%).

По мнению экспертов, потенциал дальнейшего развития продаж через Интернет в Европе по-прежнему остается высоким, особенно на востоке континента.

В КНР, несмотря на достаточно значительный прирост электронных продаж, их доля в совокупной розничной торговле в настоящее время составляет около 3%. Лидером на этом рынке является Taobao (79%).

Возможности дальнейшего развития электронной торговли в КНР оцениваются аналитиками весьма оптимистично: к 2015 г. их сумма способна достичь 290 млрд. евро (8% всех розничных продаж), превратив китайский рынок онлайновой торговли в крупнейший в мире (290 млрд. евро).

Вместе с тем, как отмечают аналитики, неплохими шансами для развития электронной розничной торговли обладают такие развивающиеся страны, как Бразилия, Российская Федерация, Чили, Мексика, ОАЭ, Малайзия, Уругвай, Турция и Оман.

Отдельное внимание в западной печати уделяется роли мобильной связи в развитии онлайновой торговли. Наиболее заметна она в Азии и в развивающихся странах в целом (в отличие от Европы и США). Согласно RPMG, поступления от нее в общем обороте электронной торговли не слишком велики (всего 5,4 млрд. евро в США и 1,4 млрд. в Европе). Тем не менее в 2010 г. доля лиц, прибегших к использованию мобильного телефона для осуществления своих покупок на мировом онлайновом рынке, составила 28% против 10% в 2008 г.

В целом лидерами мирового рынка электронной торговли в 2011 г. считались китайская компания Taobao (с оборотом в 2010 г. в $60,8 млрд.), американские Amazon ($48 млрд.) и eBay ($9,2 млрд.), германская группа Otto ($6,5 млрд.) и японская фирма Rakuten ($4,9 млрд.). (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version