Машиностроение Украины и мира

Германия: растут объемы капиталовложений в машиностроение со стороны компаний из КНР

Объемы прямых капиталовложений в экономику Германии со стороны компаний из КНР неуклонно росли с 2004 г. Примерно 70% указанных инвестиций, по данным PWC, направляются в энергетику и сырьевой сектор в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В Германии китайский капитал интересуют прежде всего высокоспециализированные машиностроительные предприятия средних размеров, особенно изготовители автокомпонентов.

Всего по итогам 2011 г. эксперты консалтинговой компании Ernst & Young насчитали в Германии в общей сложности 45 новых китайских инвестиционных проектов – на 13 больше, чем в 2010 г. Аналитики подчеркивают, что столь высокой активности предприятия из КНР не проявляли ни в одной другой стране ЕС. Поэтому в списке основных иностранных инвесторов на германском рынке КНР в 2011 г. вышла, согласно Ernst & Young, на четвертое место после США, Швейцарии и Великобритании.

В 2012 г. активность китайского бизнеса на германском рынке слияний и поглощений заметно возросла, что стало результатом глобальной стратегии, сформулированной еще год назад в XII пятилетнем плане социально-экономического развития КНР. В нем содержится прямое указание предприятиям целенаправленно приобретать за рубежом фирмы, обладающие отсутствующими в КНР технологиями. Дополнительным стимулом становится существенное укрепление в текущем году как курса доллара, так и китайского юаня по отношению к евро, что снижает стоимость компаний Германии, многие из которых и так сильно подешевели после недавнего глобального кризиса.

Как подсчитала международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PWC), в I полугодии 2012г. фирмы из КНР объявили о покупке предприятий по всему миру или долей в их капитале на $23,9 млрд. Согласно данным PWC, это в три раза больше, чем за январь-июнь 2011 г.

В 2011 г. китайский государственный холдинг CQLT поглотил крупного производителя уплотнителей для автомобилей Saargummi, а группа CITIC Dicastal приобрела компанию KSM Castings, специализирующуюся на выпуске шасси и других автокомпонентов из легких металлов. Весной 2012 г. продуцент автокомплектующих – компания Hebei Lingyun Industrial Group (пров. Хэбэй, выручка в 2010 г. – 4,6 млрд. юаней, является филиалом военно-промышленной корпорации Norinco (China North Industries Group Corporation, Пекин) купила 100% акций фирмы Kiekert AG – мирового лидера на рынке автомобильных замков для пассажирских машин (20% глобального рынка, выручка 2011 г. – более 500 млн. евро). Согласно договору, подписанному в марте 2012 г., Lingyun будет контролировать 55% акций Kiekert, другое подразделение Norinco – компания Henan North Xingguang Machinery & Electric Co, Ltd. – будет владеть 25%, а группа других инвесторов во главе с управляющим фондом James & Hina Capital Management – 20%.

В январе 2012 г. мировой лидер на рынке бетононасосов, китайский концерн Sany Heavy Industry объявил о покупке германского конкурента – фирмы Putzmeister. В феврале компания LDK Solar приобрела 1/3 капитала продуцента солнечных батарей Sunways. В марте состоялась уже упомянутая сделка с Kiekert.

В апреле в руки промышленной группы XCMG перешел контрольный пакет акций еще одного германского продуцента бетононасосов – семейного предприятия Schwing.

В июне 2012 г. произошло еще одно поглощение в области фотогальванических элементов – холдинг Hanergy Holding Group (Пекин) приобрел компанию Solibro.

В конце августа, согласно сообщениям СМИ, с потенциальными китайскими инвесторами шли переговоры о продаже сразу трех фирм Германии – продуцента электропогрузчиков и другого подъемно-транспортного оборудования – фирмы Kion, компании Tailored Blanks, специализирующейся на выпуске автомобильных листов для изготовления кузовов, и станкостроительной группы MAG.

По данным газеты Handelsblatt, инвестор из КНР готов предложить за 25%-ный пакет акций компании Kion (один из ее самых известных брэндов – Still) как минимум 700 млн. евро. В таком случае сделка станет самым крупным китайским капиталовложением на рынке Германии.

Группа MAG может обойтись покупателю в 500 млн. евро. За Putzmeister, согласно официальным сообщениям, было заплачено 324 млн. евро.

Автомобилестроительная компания China Youngman Automobile Group Co, Ltd. в начале августа 2012 г. заключила договор с продуцентом автобусов и троллейбусов – компанией Viseon Bus GmbH (Нижняя Бавария, Пилштинг, бывшая NEOPLAN Bus GmbH – до апреля 2009 г. филиал MAN Nutzfahrzeuge AG) о приобретении частной китайской корпорацией контролирующего пакета – 74,9% акций германской фирмы за 10 млн. евро. Позднее сделка была одобрена правительственными контролирующими органами обеих стран.

Youngman после покупки инвестирует в германскую компанию дополнительно 8 млн. евро, в том числе 5 млн. евро в виде кредита, для расширения производственной деятельности. 1 млн. евро будет передан бывшим акционерам в виде премии.

В последнее время производительность Viseon была очень низкой, а в прошлом году задолженность достигла 2,26 млн. евро, тогда как в последние годы Youngman Automobile со своими автобусами, произведенными по лицензии Neoplan, уже вышла на рынки Германии, Италии и других европейских стран. В 2011 г. Youngman произвела более 4,8 тыс. автобусов.

Приобретение баварской фирмы, где трудятся более 200 человек, стало логическим продолжением политики проникновения на европейский автомобильный рынок, тем более, что Youngman не удалось приобрести шведскую компанию Saab из-за противодействия американской корпорации General Motors.

В 2011 г. из КНР в Германию пришли $1,28 млрд., отмечает государственное агентство Germany Trade & Invest. В то же время общая сумма прямых иностранных инвестиций в Германию достигла в 2011 г. $116 млрд.

Таким образом, доля китайского бизнеса в этих капиталовложениях составила в прошлом году всего лишь чуть более 1%, так что речь не идет о какой-либо “тотальной распродаже” германских активов, которая могла бы вызвать настороженность или недовольство населения. Прагматичные китайские инвесторы совершают точечные вложения.

При этом они явно предпочитают выбирать либо обанкротившиеся фирмы, такие как Saargummi или Solibro, либо компании с определенными финансовыми трудностями, как Schwing или Putzmeister. В такой ситуации китайские инвесторы нередко воспринимаются как спасители первоклассных предприятий Германии, по разным причинам переживающих временные трудности.

Такому имиджу весьма способствует то, что новые хозяева из КНР, как правило, гарантируют сохранность абсолютного большинства рабочих мест. Работники Saargummi и Schwing получили такие гарантии на ближайшие пять лет, а трудовому коллективу Putzmeister они даны до конца 2020 г. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version