Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: роботизация позитивно влияет на занятость

Британская консультационная компания Metra Martech подготовила обзор о влиянии роботизации на занятость, прежде всего, в обрабатывающей промышленности. Главный вывод авторов обзора заключается в том, что повышение уровня автоматизации производственных процессов и расширение использования ПР способствуют созданию новых рабочих мест в обрабатывающей промышленности как индустриальных, так и стран с развивающейся экономикой (страны БРИКС). Согласно расчетам авторов обзора, мировой парк ПР, в составе которого в начале текущего десятилетия насчитывалось более 1 млн. указанных устройств, обеспечил появление на предприятиях различных отраслей обрабатывающей промышленности примерно 3 млн. новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Авторы обзора предприняли попытку оценить влияние роботизации на занятость в отраслях обрабатывающей промышленности в 2000-2016 гг. в шести ключевых странах – Бразилии, КНР, Республике Корея, США, Германии и Японии. Значение обрабатывающей промышленности для экономики этих стран характеризуется существенными различиями – если в США на отрасли обрабатывающей промышленности приходится лишь 11% от общего числа занятых в стране, то в Германии данный показатель достигает 24%, а в Республике Корея – 27%.

В предыдущем десятилетии в обрабатывающей промышленности рассматриваемых стран наблюдался рост выпуска продукции и занятости. В этих странах Metra Martech изучала уровень роботизации, прежде всего в роботостроении, на автомобильных предприятиях (включая поставщиков автомобильных комплектующих), в электронной и электротехнической промышленности (особенно на предприятиях, изготовляющих бытовую электронику и электротехнику, а также современные материалы, например, для солнечных батарей), пищевой промышленности, а также резинотехнической, химической и фармацевтической промышленности. В автомобилестроении особое внимание уделялось малым и средним предприятиям (с числом занятых до 250).

При подготовке обзора использовались общеэкономические показатели шести стран, а также статистические данные Мировой федерации робототехники IFR (International Federation of Robotics) по национальным паркам ПР этих стран. Кроме того, авторы обзора широко использовали результаты экспертных опросов с привлечением ведущих мировых специалистов из европейских стран (включая Скандинавию), США, Японии и КНР.

Согласно расчетам авторов обзора, такие важные показатели для каждой страны, как индекс занятости и индекс промышленного производства, находятся в прямо пропорциональной зависимости от масштабов роботизации. Ниже приводится динамика этих показателей для шести стран в 2000-2008 гг. (I – индекс занятости, II – индекс промышленного производства, III – индекс роста парка ПР (2000 г. = 100):

  I II III
Бразилия
2004 г. 116 106,2 191,0
2008 г. 126 126,0 373,0
КНР
2004 г. `126,0 176,0 750,0
2008 г. 136,0 373,0 3500,0
Республика Корея
2004 г. 102,5 119,0 134,0
2008 г. 101,0 158,0 203,0
США
2004 г. 83,0 100,0 129,0
2008 г. 78,0 111,0 148,0
Германия
2004 г. 95,0 104,0 133,0
2008 г. 98,5 120,0 159,0
Япония
2004 г. 92,0 92,0 92,0
2008 г. 94,0 104,0 92,0

Главным фактором, стимулирующим процесс роботизации в различных отраслях обрабатывающей промышленности, является необходимость сохранения и повышения конкурентоспособности продукции в условиях непрерывного обострения борьбы за рынки сбыта. Для ведущих индустриальных стран с высоким уровнем трудовых затрат, отмечается в обзоре, наиболее результативными мерами являются, во-первых, проведение широких НИОКР по созданию новых технологий, прежде всего, в рамках крупных государственных программ и, во-вторых, внедрение на предприятиях обрабатывающей промышленности ПР и другого современного оборудования.

Для развивающихся стран и стран с растущей экономикой (БРИКС) основной фактор успеха в конкурентной борьбе заключается в наличии огромных ресурсов относительно дешевой рабочей силы, причем разрыв в уровне оплаты труда между индустриальными странами и, например, КНР и Индией, по мнению экспертов, сохранится в течение ближайших 20 лет. Однако и в странах с растущей экономикой существует потребность во внедрении ПР и другого современного оборудования, которое в отличие от ручных операций обеспечивает устойчиво высокое качество продукции (важный фактор успеха в конкурентной борьбе).

Процессу роботизации, особенно в индустриальных странах, способствуют и демографические тенденции, в частности замедление темпов роста и старение населения, сокращение в его составе людей в наиболее трудоспособном возрасте. Несоответствие профессиональной и квалификационной структуры трудоспособного населения существующим тенденциям спроса на рабочую силу также способствует внедрению ПР в некоторых отраслях и требует повышения гибкости систем национального образования и профессиональной подготовки кадров. Нехватка квалифицированной рабочей силы ощущается во многих странах, в том числе в США, Германии, Франции, Канаде и Бразилии, причем, по мнению многих экспертов, для решения этой проблемы существует острая необходимость выработки долгосрочной стратегии подготовки высококвалифицированных профессионально-технических кадров.

Согласно данным IFR, в мировом роботостроении насчитывается примерно 150 тыс. занятых, осуществляющих выпуск ПР. Кроме того, на предприятиях фирм-поставщиков имеется и вспомогательный персонал (еще примерно 150 тыс.), включая операторов робототехнических комплексов.

Авторы обзора отмечают, что существуют следующие основные причины для внедрения ПР. Во-первых, это необходимо для обеспечения высокой точности изготовления продукции и ее устойчивого качества с приемлемыми производственными затратами. Во-вторых, роботы позволяют заменить человека на операциях, выполняемых в опасных и вредных для здоровья условиях. Наконец, в-третьих, для компаний из ведущих индустриальных стран с высоким уровнем оплаты рабочей силы роботы (и процесс автоматизации в целом) являются оптимальным вариантом сохранения рыночных позиций в конкурентной борьбе с поставщиками из стран с дешевой рабочей силой.

Авторы обзора отмечают двоякое воздействие роботизации на занятость. С одной стороны, происходит небольшое сокращение рабочих мест за счет непосредственной замены человека роботом. Однако масштабы такого сокращения не идут ни в какое сравнение с противоположным процессом – появлением новых рабочих мест – системных интеграторов, разрабатывающих робототехнические комплексы, операторов и наладчиков этих комплексов, составителей программ для ПР, техников, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание этого оборудования. Еще более важный результат роботизации заключается в создании новых рабочих мест в сфере сбыта и технического обслуживания продукции, сохранение или появление которой на рынке становится возможным лишь после внедрения ПР.

Согласно расчетам авторов обзора, возможное число роботизируемых рабочих мест в шести рассматриваемых странах составляет 8-10 млн. Ниже приводятся данные об отраслевой структуре этого показателя (I – общее число занятых в отрасли, млн.; II – число потенциально роботизируемых рабочих мест, тыс.):

  I II
Всего 8000-10000
Автомобилестроение 10-12 1000-1500
Электронная/электротехническая 12-15 700-1200
Пищевая 15-20 50-100
Химическая, фармацевтическая, переработка пластмасс 12-15 100-150
Металлургическая (литейная) 1,5-2,0 15-40
Роботостроение 0,3 300

В обзоре отмечается, что данные вышеприведенной таблицы являются весьма неточными и приблизительными, однако, по мнению авторов, позволяют получить общее представление о влиянии роботизации на занятость. Наибольшие возможности для роботизации существуют в автомобилестроении, а в электронной и электротехнической индустрии число таких рабочих мест является весьма ограниченным.

Согласно данным Бюро трудовой статистики США, примерно на 22% рабочих мест в американской электротехнической/электронной индустрии существует возможность внедрения ПР, т. е. при отсутствии роботов некоторые изделия отрасли становятся неконкурентоспособными; выпуск других можно продолжать лишь при условии перевода предприятия в страны с дешевой рабочей силой и ручной, а не роботизированной сборкой изделий. В этом случае наиболее резкое сокращение занятости произойдет в индустриальных странах, в то время как в странах с развивающейся экономикой процесс будет прямо противоположным.

По данным IFR, в конце 2008 г. на предприятиях японской электротехнической/электронной индустрии на каждые 10 тыс. занятых приходилось 1180 ПР, в Республике Корея – 1000, в Германии и США – соответственно 240 и 200, а в КНР и Бразилии данный показатель составлял лишь 5 и 4 ПР. Ниже приводятся данные о занятости в вышеуказанной индустрии шести рассматриваемых стран (I, млн.), а также о числе рабочих мест с возможностью их роботизации (II, тыс.):

  I II
Всего, в мире 12,0-15,0 700-1200
Бразилия 0,4 8-15
КНР 6,8 140-340
Республика Корея 0,6 60-80
США 1,4 150-200
Германия 1,0 50-80
Япония 2,0 250-300

По данным Бюро трудовой статистики США, в американском автомобилестроении возможность роботизации существует на 37% рабочих мест, причем в отрасли имеются широкие возможности внедрения этого оборудования. Пока в мировом автомобилестроении роботы преимущественно используются на точечной сварке и окраске автомобильных кузовов.

Весьма перспективной областью применения ПР считается сборка автомобилей, однако процесс роботизации сдерживается отсутствием достаточно совершенных сенсорных датчиков и систем технического зрения. Компания General Motors и NASA осуществляют совместную разработку робота для сборки автомобилей; такой робот будет работать рядом с людьми и должен хорошо ориентироваться в пространстве, чтобы не причинить вред человеку.

В 2008 г. положение в автомобилестроении шести рассматриваемых стран характеризуется следующими данными (I – выпуск автомобилей в 2008 г., млн. ед., II – число ПР в отрасли, III – число выпущенных автомобилей на один ПР, IV – число занятых в отрасли, млн., V – число выпущенных автомобилей на одного занятого):

  I II III IV V
Бразилия 3,2 2,5-6,0 540 0,5 6,2
КНР 9,7 18,7-30,0 310 5,0 2,0
Республика Корея 3,8 28,0 135 0,3 14,6
США 8,7 77,0 98 0,9 10,0
Германия 6,0 78,3 79 1,1 5,3
Япония 11,6 139,1 85 1,1 10,0

По числу ПР в автомобилестроении мировыми лидерами являются Япония, Германия и США. Ниже приводятся данные о занятости в автомобилестроении шести рассматриваемых стран (I, млн.), а также о числе рабочих мест с возможностью их роботизации (II, тыс.):

  I II
Всего, в мире 10,0-12,0 1000-1500
Бразилия 0,5 50,0-80,0
КНР 4,7 100,0-250,0
Республика Корея 0,3 40,0-50,0
США 0,9 130,0-180,0
Германия 1,1 200,0-300,0

В конце 2008 г. лидирующие позиции по числу ПР на 10 тыс. занятых в пищевой промышленности занимала Германия (55 ПР), в США данный показатель равнялся 40, Японии – 25, Республике Корея – 13, КНР – 3 и Бразилии – менее одного. Ниже приводятся данные о занятости в пищевой промышленности шести рассматриваемых стран (I, млн.), а также о числе рабочих мест с возможностью их роботизации (II, тыс.):

  I II
Всего 15,0-20,0 50,0-60,0
Бразилия 1,6 1,0-2,0
КНР 2,7 10,0-20,0
Республика Корея 0,2 1,0-1,5
США 1,7 10,0-12,0
Германия 0,9 4,0-5,0
Япония 1,4 5,0-8,0

В химической промышленности (здесь и далее – включая резинотехническую, пластмассовую и фармацевтическую индустрию) ПР преимущественно применяются при выпуске резинотехнических и пластмассовых изделий. В конце 2008 г. число ПР на 10 тыс. занятых в химической (I) и резинотехнической индустрии/обработке пластмасс (II) шести рассматриваемых стран характеризовалось следующими данными (шт.):

  I II
Бразилия <1 22
КНР 10 16
Респуьлика Корея 20 300
США 50 375
Германия 100 400
Япония 165 630

По состоянию на конец 2008 г. положение с занятостью в химической промышленности шести рассматриваемых стран (I, млн.), а также число рабочих мест, на которых существует возможность внедрения ПР (II, тыс.), характеризуется следующими данными:

  I II
Всего 13,0 100,0
Бразилия 1,2 2,0-3,0
КНР 7,8 5,0-10,0
Республика Корея 0,3 3,0
США 1,6 15,0-25,0
Германия 0,9 5,0-10,0
Япония 1,2 10,0-210,0

Особый раздел обзора посвящен использованию ПР мелкими и средними предприятиями, которые в целом проявляют значительно меньшую заинтересованность в роботизации по сравнению с крупными компаниями. Считается, в частности, что ПР не обладают достаточной технологической гибкостью, а их цена слишком высока для выпуска мелкосерийной продукции. Тем не менее процесс роботизации постепенно охватывает мелкие и средние предприятия, что обусловлено необходимостью повышения конкурентоспособности продукции и недопущения перевода мощностей в страны с дешевой рабочей силой.

Авторы обзора исходили из того, что заинтересованность крупных компаний во внедрении ПР примерно в 20 раз превышает соответствующий показатель у мелких и средних предприятий, а в КНР такой разрыв составляет 200 раз. Согласно весьма приблизительным подсчетам, в конце 2008 г. у мелких и средних предприятий на каждые 10 тыс. занятых приходилось 2 ПР, а без учета КНР – 6.

Масштабы использования ПР мелкими и средними предприятиями в отраслях обрабатывающей промышленности шести рассматриваемых стран, согласно оценке авторов обзора, в конце 2008 г. характеризовались следующими показателями (I – всего, тыс. шт., II – автомобилестроение, III – электротехническая/электронная индустрия, IV – химическая, V – пищевая промышленность; шт.:

  I II III IV V
Всего 7000-10000 2800-4000 2600-3200 1300-1500 450-550
Бразилия 150-250 100-200 40-50
КНР 50-100 Менее 50
Республика Корея 170-210 500-800 800-1000 170-210 Менее 50
США 150-250 400-500 200-400 150-250 80-100
ГЕРМАНИЯ 1250-1600 650-750 130-160 300-400 200-250
Япония 3000-3700 1100-1400 1250-1500 550-625 50-100

По мнению авторов обзора, в предыдущем десятилетии роботизация особенно сильно повлияла на развитие высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, прежде всего электронной и полупроводниковой; только ПР смогли обеспечить требуемые качественные характеристики при достаточно высокой скорости технологических процессов, недостижимые при ручной сборке. В то же время ПР позволяют повышать конкурентоспособность, например, европейского судостроения, которое в течение последних десятилетий переживает серьезный кризис. Наиболее ярким примером для предприятий отрасли является деятельность датской судостроительной компании Odense Steel Shipyard. В результате успешного внедрения автономной роботизированной системы дуговой сварки фирме удалось резко увеличить производительность труда, ускорить производственный процесс при одновременном улучшении изготовляемой продукции и, самое главное, избежать снижения занятости и увольнения высококвалифицированных сварщиков.

По мнению экспертов, процесс непрерывного совершенствования ПР, их миниатюризация и оснащение более совершенными сенсорными датчиками, прежде всего системами технического зрения, будут способствовать появлению новых областей применения робототехники. Полагают, что до 2016 г. процесс роботизации приведет к появлению новых рабочих мест прежде всего в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности. Согласно прогнозу, такой прирост в мировом автомобилестроении составит 200 тыс., в электротехнической/электронной индустрии – 100 тыс., в химической и резинотехнической отраслях – 20, а в пищевой промышленности – 11 тыс. новых рабочих мест.

Процесс роботизации будет способствовать появлению и развитию новых изделий, например, в бытовой электронике, развитию новых отраслей, в частности возобновляемой энергетики (ветроэнергетика и солнечная энергетика), развитию роботостроения, где число занятых, по мнению авторов, к 2016 г. вырастет на 45 тыс. В текущем десятилетии особенно высокие темпы роста прогнозируются в производстве сервисных роботов для самых различных областей применения – в здравоохранении для ухода за престарелыми пациентами, в домашнем хозяйстве, для выполнения функции охранников и слежения за состоянием окружающей среды. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version