Машиностроение Украины и мира

Украина: через несколько лет индийские машиностроители могут составить на отечественном рынке конкуренцию китайским поставщикам

Индия поставляет в Украину все больше машин и оборудования. При развитии тренда и при благоприятной конъюнктуре уже через несколько лет индийские машиностроители могут составить на отечественном рынке конкуренцию китайским поставщикам.

По результатам 10 месяцев 2012 г. положительное торговое сальдо с Индией стало четвертым по размеру из позитивных сальдо товарной торговли Украины с зарубежными странами после Египта, Турции и Ливана. Экспорт в Индию в указанный период относительно января-октября 2011 г. вырос на 6,4% и превысил $1826 млн. Хотя импорт рос быстрее (+20,6%), пока что он составил $777,8 млн. Тем самым, профицит двусторонней торговли – более $1048 млн.

Эксперты напоминают, что подобный баланс достигнут, прежде всего, за счет жиров и масел (около 56% в товарной структуре экспорта), горюче-смазочных материалов (около 12%) и черных металлов (примерно 10%). Поставки по подгруппе 72 УКТ ВЭД “Черные металлы” составили примерно $200 млн., что более чем вдвое меньше показателя 2011 г.

Действительно, Индия активно развивает собственное металлопроизводство, констатирует металлургический аналитик Владимир Пиковский. В 2005 г. Комиссия по экономическим вопросам индийского правительства приняла национальную программу развития металлургии. Долгосрочной целью программы является формирование современной металлургической промышленности, конкурентоспособной по качеству, сортаменту и эффективности. При этом к 2020 г. намечено увеличить внутреннее производство до 100 млн. т (против 38 млн. т в 2004-2005 гг.), из которых 25 млн. т – экспортировать. А по итогам 11 месяцев 2012 г. страна выплавила 70,115 млн. т стали, заняв 4-е место в мире и нарастив выплавку в сравнении с январем-ноябрем-2011 на 4,2%. Экономист Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Кондратьев уточняет, что развитию собственной металлургии в стране способствует хорошая железорудная база (6% мировых запасов), залежи коксующихся углей (11% запасов планеты), недорогая рабочая сила. Эти предпосылки схожи с теми, которыми обладает Китай, в последние годы быстро развивающий металлургию.

Также в Индии находится огромный потенциал внутреннего металлорынка, продолжает В. Кондратьев. Пока что доля тяжелого машиностроения и строительства в экономике относительно невысока – 25% (для сравнения, в Бразилии – 35%, в России – 38%, в КНР – 53%). В 2011 г. индийское металлопотребление выросло более чем на 4%, до уровня 70 млн. т, и в 2012 г. эти темпы роста сохранились. Сейчас экономика страны несколько замедляется, как и во всех странах БРИКС, но специалисты ожидают, что к 2020 г. внутренний спрос на прокат все равно приблизится к 200 млн. т “годовых”. Это будет связано с развитием инфраструктуры и промышленности, включая производство потребительских товаров длительного пользования.

А это все значит, что к 2020 г. индийская металлургия будет покрывать только половину национального потребления. Это создает шанс для отечественных металлоэкспортеров, допускает В. Пиковский: “Индийский рынок знаком им по прежним годам, восстановить наработки не так уж трудно. Понятно, что конкуренцию составят и китайцы, и те же россияне, начиная с “Северстали”, которая намерена совместно с компанией NMDC построить в Индии (в шт. Карнатака) интегрированное метпредприятие ежегодной мощностью до 5 млн. т проката. В отличие от Поднебесной, Индия не сможет превратиться из импортера металла в его экспортера. Наоборот, тенденция спада импорта вскоре может смениться новым ростом”. Действительно, по данным агентства Joint Plant Committee, за 5 месяцев финансового года (апрель-август-2012) ввоз металлопродукции в Индию подскочил на 39% в годовом со-поставлении, до 3,34 млн. т, включая 2,9 млн. т плоского проката. Пока что металлоимпорт облагается пошлиной в 7%, но операторы допускают, что с ростом внутреннего спроса пошлины могут быть снижены или частично отменены.

Ожидания насчет роста импорта проката в Индию подкрепляются и оценками внутренних экспертов. Директор по коммерции и маркетингу одной из ведущих метхолдингов страны JSW Steel Джаянт Ачарья отмечает, что в 2012-2013 гг. индийский металлимпорт вырастет до уровня в 8 млн. т. По словам эксперта, главные причины устойчивого роста импорта – спрос со стороны автопрома и изготовителей потребительских товаров, задержки с созданием и запуском новых металлургических проектов, в т. ч. с участием иностранных инвесторов, высокий обменный курс рупии. “Плюс в последнее время возникли проблемы с сырьевым снабжением: в конце 2012 г. Верховный суд страны принял решение о пресечении нелегальной добычи железных руд, и основные добытчики в ведущих добывающих штатах Гоа, Карнатака и Орисса приостановили работу. В конечном счете большинство сталелитейных производств столкнулось с нехваткой сырья и начало его активный ввоз. И в обозримом будущем ситуация не изменится”, – сказал эксперт. А это создает дополнительные возможности и для украинских сырьевиков. За 10 месяцев 2012 г. Украина поставила в Индию всего 90 тыс. т ЖРС на $9,2 млн., но аналитики считают, что ввиду описанных действий Дели наши поставки могут вырасти в десятки раз.

В свою очередь, известно, что Индия – один из главных поставщиков ферросплавов для украинской металлургии. За 10 месяцев 2012 г. поставлено 23,6 тыс. т на $39 млн., что составило 12% в стоимостной структуре. Экономисты напоминают, что ввоз индийских ферросплавов начал развиваться только в последние годы на фоне агрессивной политики группы “Приват” на рынке Украины. Для сравнения, за аналогичный период лидер по ферросплавному импорту на отечественный рынок, Россия, поставила в нашу страну ферросплавов на $48,5 млн., т. е. не намного больше, чем Индия. Индийские ферросплавщики реализуют на украинском рынке в основном ферросиликомарганец.

В целом же в товарном импорте из Индии, безусловно, лидирует фармацевтика – порядка 38% импортной стоимости. А вот второе место занимают электрические машины, ввоз которых в годовом сравнении увеличился более чем в два раза, а доля в стоимости импорта в январе-октябре-2012 составила около 13%. Экономический специалист Виталий Кулик считает это тревожным звонком для тяжмаша Украины: традиционные внутренние производители сдают позиции недорогому и достаточно качественному оборудованию уже не только китайского происхождения. “Тот же самый тренд в нише транспортных средств, в первую очередь, авто: за 10 месяцев 2012 г. их импорт из Индии вырос почти в 1,5 раза до $25 млн. Пока что эта цифра может показаться небольшой, но какова скорость прироста! И это – в условиях вялого спроса на внутреннем авторынке. Тогда как мы по этой подгруппе 87 почти ничего индийцам не поставляем”, – говорит В. Кулик.

Как известно, корпорация Tata сегодня имеет самую низкую в мире себестоимость выпуска автомобилей, и уже интересуется европейскими рынками сбыта. С одной стороны, для подобных компаний интереснее всего высоколиквидные западные рынки, но они прочно заняты сильными местными конкурентами. Неудивительно, что авто из КНР (Chery, BYD, FAW, Geely, Great Wall) активно продвигаются в других развивающихся странах, включая и СНГ. Только за январь-октябрь-2012 китайский автоимпорт в нашу страну вырос на 43% и достиг $250 млн., гласят данные Минэкономразвития. В. Кулик считает, что через несколько лет индийцы способны составить заметную конкуренцию Поднебесной на рынках СНГ.

Примерно то же самое можно сказать и о других видах машиностроительной продукции. Отечественные АЭС закупают в Индии профильное оборудование и компоненты, хотя пока что немного – менее чем на $18 млн. за 10 месяцев 2012 г. “Но и в этом сегменте импорт может развиваться. А вы говорите – Россия… Пока русские будут раскачиваться со своим малоэффективным атомпромом, азиаты перехватят у них все основные рынки. Индийцы в этом плане только начинают осваивать экспорт, а вот Китай в январе-октябре 2012 г. нарастил поставки украинским АЭС на 22,1% до $645 млн., в то время как в саму КНР по подгруппе 84 поставлено продукции всего на $42 млн. Да, из РФ это почти $1 млрд., но посмотрите, китайцы почти уже догнали россиян, при этом не поставляя топливных элементов и других таких “тяжеловесных” позиций. То ли еще будет! В этом же направлении развивается и Дели, хотя ему пока что далеко до Пекина”, – комментирует президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

А В. Кулик добавляет: неплохие перспективы поставок в Украину у индийских компаний могут быть и по бытовой технике, производство которой сейчас активно развивается в Индии. Да, вероятно, эта страна не сможет сравниться по активности и объемам торговой экспансии с Китаем, но зато может потеснить с отечественного рынка внутренних производителей, у которых по-прежнему страдает производственная эффективность и маркетинг. “Индийская рабочая сила даже дешевле китайской, а при размещении производственных площадок в Бангладеше или Непале трудовые ресурсы вообще почти бесплатны. И это серьезный фактор конкуренции с КНР. В ближайшие лет 5-7 – вряд ли, но вот затем Дели может составить Поднебесной солидную конкуренцию на внешних рынках, и это касается не только Юго-Восточной Азии. Это непременно коснется и нашей страны”, – полагает В. Кулик. Тем временем в 2013 г. товарный импорт из Индии может повыситься еще на 20-25% и выйти на уровень $1,2-1,3 млрд. Особенно активным рост будет при посткризисном оживлении украинской экономики. (МинПром/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version