Машиностроение Украины и мира

Россия: затухающий тренд в машиностроении

Более двадцати подотраслей входят в состав общего, тяжелого, среднего, точного машиностроения и производства металлических изделий и заготовок, ремонта машин и оборудования.
ОАО “Завод “Красная Этна”, Нижний Новгород, выпускает крепежные изделия для автомобильной промышленности: проволока, заклепки, винты, болты и т.д. Относится к профсоюзу работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения.
По данным на 1 января 2000 г., на заводе числились 5598 работников, на 1 сентября 2012 г. – всего лишь 850 человек. Таким образом, за последние 12 лет численность работников “Красной Этны” сократилась в 6,5 раза. За последнее десятилетие руководство предприятия избавилось (или свело на нет финансирование) от так называемых непрофильных активов: заводской поликлиники, спортивных объектов и Дома культуры.
– В настоящий момент предприятие исправно функционирует, – рассказал “Солидарности” Михаил Сопталев, главный специалист – главный технический инспектор труда ЦК профсоюза работников автосельхозмашиностроения. – Пока численность работников не падает, однако объемы производства оставляют желать лучшего.
ЗАО “Энергомаш (Белгород) – БЗЭМ” занят выпуском строительных металлоконструкций: все виды стальных металлоконструкций по чертежам заказчика, в том числе линий электропередачи и осветительных мачт. Предприятие также оказывает услуги горячего цинкования. В советское время на заводе трудились около 15 тысяч человек, в 1998 г. – 8570, в 1998 году – 5410. За последнее десятилетие предприятие много раз меняло название и команды “эффективных менеджеров”, в результате сегодня на заводе числится около 3000 человек. Все это время разные директора завода с переменных успехом давили первичные профорганизации на предприятии. Прессинг на членов профсоюза продолжается и сегодня. Вместе с тем, в октябре прошлого года работники завода выразили обеспокоенность слабой загруженностью производства металлоконструкций. Через профком они обратились к администрации завода с вопросом о том, может ли падение производства повлечь массовое высвобождение работников или их отправку в неоплачиваемые отпуска.
– Ответ мы получили не от руководства завода (что странно), а из городской администрации, которая отметила, что информация о возможных массовых сокращениях не подтвердилась, – сообщил корреспонденту “Солидарности” председатель профкома ЗАО “Энергомаш” (Белгород) – БЗЭМ” Константин Аркатов. – Однако на предприятии, конечно, туго с заказами, оно перебивается, как может, сводя концы с концами.
Валерий Кирюшенков, заместитель председателя профсоюза машиностроителей России: “Кризиса нет, это внутренние проблемы”.
– Считаю, что все происходящее в отечественном машиностроении – это не признаки второй волны экономического кризиса, а внутренние проблемы. Нам говорится, что модернизация предприятий оборонной отрасли даст импульс для развития гражданского машиностроения. Речь идет о производстве комплектующих, которые вроде бы будут заказывать на отечественных предприятиях. Верится с трудом, потому что несколько лет назад уже поднимали автомобильную отрасль, которая также должна была загрузить другие отрасли машиностроительного производства, но этого не произошло. И сокращения объемов производства и числа работников на автомашиностроительных заводах как были, так и есть.
Должна быть заинтересованность в приобретении отечественного оборудования на уровне государственных инвестиций, чего пока не наблюдается. Собственники предприятий только в карман кладут: разница в оплате топ-менеджеров и рабочих основных профессий иногда бывает в 30 раз! И рабочие на местах, естественно, недовольны ситуацией, у них однозначно нет уверенности в завтрашнем дне.
По данным “РИА Рейтинг”, в 2012 году машиностроительный комплекс сохранял лидерство по темпам роста среди отраслей обрабатывающей промышленности. Однако от квартала к кварталу темпы роста здесь сокращались. Как показал аудит киев, еще по итогам первого квартала темп роста в машиностроении составлял 18,9%, а по итогам первого полугодия – 13,1%. В течение девяти месяцев прошлого года в динамике производства машиностроительного комплекса просматривался затухающий тренд. При этом в сентябре, впервые с декабря 2009 года, в отрасли был зафиксирован отрицательный результат: по сравнению с уровнем сентября 2011 года производство снизилось на 2,4%.
С января по сентябрь 2012 года во всех трех отраслях машиностроительного комплекса наблюдалась положительная динамика производства. Однако в производстве машин и оборудования темп роста по итогам девяти месяцев был близок к нулю. Причем с апреля в этой отрасли был отмечен спад производства в годовом сравнении. Максимальный темп роста наблюдался в транспортном машиностроении, но и в этой отрасли очевидно замедление роста – в сентябре он оказался нулевым. (solidarnost.org/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version