Германия имеет наибольший в Европе ВВП и на нее приходится значительная доля в общем выпуске продукции общего машиностроения 27 странами ЕС. Однако по сравнению со второй половиной 1990-х годов эта доля снизилась с 42% до 39%. Указанная отрасль сконцентрирована в таких землях Германии, как Северный Рейн-Вестфалия, в которой традиционно базировались предприятия тяжелого машиностроения страны, и Баден-Вюртемберг, где находятся многочисленные мелкие компании, а также крупные продуценты двигателей, турбин, полиграфического и другого оборудования. После объединения Германии третьим центром концентрации общего машиностроения стала Саксония.
Рассматриваемая отрасль машиностроения является для Германии ключевой, так как обеспечивает 12-13% всего ее производства в обрабатывающей промышленности, что намного выше этого среднего показателя для ЕС в целом (9%). Во второй половине 1990-х годов (после нескольких лет быстрого роста в условиях ускоренной глобализации) темпы развития германского общего машиностроения понизились.
Консолидационные процессы в экономике Германии отразились и на общем машиностроении страны. Его экономические показатели (затраты труда на единицу продукции и валовой операционный коэффициент) за последние 15 лет значительно улучшились, и сократилась разница между Германией и Евросоюзом в темпах роста зарплаты в отрасли. Несмотря на это, средняя годовая зарплата в германском общем машиностроении (43 тыс. евро) остается примерно на 1/3 большей, чем по ЕС в целом, о чем свидетельствуют приводимые ниже данные Eurostat, Cambridge Econometrics и Ifo Institute.
2008 г. | Среднегодовые темпы прироста (%) | ||||
I | II | III | IV | ||
Производство в текущих ценах (млрд. евро) | |||||
Германия | 227 | 1,2 | 2,6 | 9,5 | -8,2 |
ЕС-27 | 598 | 4,0 | 2,3 | 10,4 | -8,4 |
Производство в ценах 2005 г. (млрд. евро) | |||||
Германия | 214 | 0,1 | 1,4 | 7,4 | -9,4 |
ЕС-27 | 561 | 3,4 | 1,3 | 8,0 | -9,3 |
Валовая добавленная стоимость в постоянных ценах (млрд. евро) | |||||
Германия | 73 | -0,9 | 0,2 | 5,1 | -9,4 |
ЕС-27 | 176 | 2,4 | 0,3 | 6,0 | -9,3 |
Число занятых (тыс.) | |||||
Германия | 1092 | -0,6 | -1,3 | 2,3 | -2,0 |
ЕС-27 | 3201 | -1,6 | -2,2 | 1,8 | -4,8 |
Валовой операционный коэффициент (%)* | |||||
Германия | 13,2 | 0,7 | 0,7 | 3,0 | -17,7 |
ЕС-27 | 14,2 | 0,2 | -0,2 | 1,5 | -7,6 |
Производительность (тыс. евро)** | |||||
Германия | 67 | -0,3 | 1,5 | 2,8 | -7,5 |
ЕС-27 | 55 | 4,0 | 2,6 | 4,1 | -4,7 |
Зарплата в расчете на 1 занятого (тыс. евро) | |||||
Германия | 43 | 0,0 | 1,9 | 1,9 | 2,9 |
ЕС-27 | 32 | 3,7 | 3,1 | 3,7 | 1,9 |
Зарплата на 1 евро добавленной стоимости (евро)*** | |||||
Германия | 0,648 | 0,4 | 0,3 | -0,9 | 11,3 |
ЕС-27 | 0,582 | -0,3 | 0,5 | -0,5 | 6,9 |
* – Соотношение между добавленной стоимостью (за вычетом зарплаты) и производством в номинальных ценах; ** – добавленная стоимость на одного занятого в ценах 2005 г.; *** – в ценах 2005 г.
Примечание. I – 1995-2000 гг., II – 2000-2005 гг., III – 2005-2008 гг., IV – 2008-2010 гг.
За последние 15 лет степень специализации производства в рассматриваемой отрасли Германии повысилась, что видно на примере таких 10 товарных позиций, как двигатели и турбины, клапаны и арматура, подъемно-транспортное оборудование, машины для земледелия и лесного хозяйства, горно-шахтное оборудование, насосы и компрессоры, подшипники, передачи и т. п., промышленное охладительное, морозильное и вентиляционное оборудование, станки, оборудование для текстильной и швейной промышленности. Общая доля названных позиций в обороте общего машиностроения возросла с 48% до 63%, и произошло это прежде всего за счет станков, а также подшипников и передаточных механизмов, удельные веса которых увеличились соответственно до 6% и 8% (с 3,4% и 5,6% в 2005 г.) и значительно превышают в настоящее время средние показатели для ЕС, равные 4,0% и 6,3%.
Важное место в общем машиностроении Германии занимает и такая позиция, как двигатели и турбины, но ее доля в совокупном объеме производства этой отрасли в последние 15 лет сильно колебалась, что объясняют существенными изменениями в объемах заказов на крупные турбины для электростанций, получаемых германскими компаниями по всему миру.
Традиционно упор в машиностроении Германии делался на производство внутри страны и изготовление компонентов силами самих предприятий. Однако за последние 15 лет многие германские продуценты машин превратились в солидных мировых игроков, обладающих производственными мощностями на наиболее важных зарубежных рынках. Эксперты объясняют эту трансформацию тем, что компании Германии (часто средние по размеру и семейного типа) являются по европейским стандартам достаточно крупными. Здесь уместно отметить, что наследники семейных фирм в Германии пользуются благоприятным налоговым режимом, если переходящий к ним бизнес сохраняется, а не продается или не ликвидируется.
Длительная фаза консолидации в германской экономике сопровождалась ростом числа слияний и поглощений среди компаний, в результате которых исчезли некоторые крупные промышленные группы. Mannesmann попала под контроль британской фирмы мобильной связи Orange, а ассоциированные с нею компании Mannesmann Rexroth (продуцент гидравлики) и Demag Cranes (изготовитель промышленных и портовых кранов) были проданы. Какое-то время эти две последние компании принадлежали группе Siemens, а затем Rexroth перешла под контроль Bosch, а акции Demag Cranes были предложены для продажи на свободном рынке.
Активные с начала 1990-х годов капиталовложения со стороны финансовых инвесторов способствовали процессам консолидации в германском общем машиностроении, вследствие которых небольшие фирмы оказались присоединенными к группам, ориентированным на расширение ассортимента поставляемой продукции и максимальное удовлетворение запросов таких важных клиентов, как MAG Powertrain и Schleifring Group.
Для обрабатывающей промышленности Германии в целом и особенно для общего машиностроения характерны тесные связи национальных компаний во всей стоимостной цепочке внутренних бизнес-процессов. Эта доверительная кооперация, охватывающая не только производство, но и сферу НИОКР, сохранилась и в эпоху глобализации.
С момента падения “железного занавеса” в стоимостную цепочку германских компаний вошли страны Центральной и Восточной Европы, где эти компании осуществили значительные инвестиции и стали активно приобретать нужные им комплектующие. Возросло значение в указанной цепочке и других зарубежных стран, что объясняется прежде всего более низкой в них, чем в Германии, заработной платой, а также облегчением при такой кооперации доступа к рынкам сбыта. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)