Машиностроение Украины и мира

Италия: общее машиностроение в последние годы показывает рост

Италия имеет достаточно развитое общее машиностроение, сосредоточенное в основном на севере страны. Его доля в обороте данной отрасли Евросоюза возросла с 18% в конце 1990-х годов до 19% в последние годы, а в продажах итальянской обрабатывающей промышленности – с 10% до 11-12%.

Положение с занятостью в итальянском общем машиностроении в 1995-2010 гг. было лучше, чем в среднем по Евросоюзу. Однако рост производительности труда отставал от средних показателей в ЕС, а заработной платы – опережал. В результате затраты труда на единицу продукции увеличивались быстрее, а валовой операционный коэффициент снижался, что видно из приводимых ниже данных Eurostat, Cambridge Econometrics и Ifo Institute.

  2008 г. Среднегодовые темпы прироста (%)
I II III IV
Производство в текущих ценах (млрд. евро)
 Италия 114 6,8 2,2 11,3 -12,0
 ЕС-27 598 4,0 2,3 10,4 -8,4
Производство в ценах 2005 г. (млрд. евро)
 Италия 106 5,5 1,1 8,6 -11,7
 ЕС-27 561 3,4 1,3 8,0 -9,3
Валовая добавленная стоимость в постоянных ценах (млрд. евро)
 Италия 27 4,7 0,0 6,3 -11,7
 ЕС-27 176 2,4 0,3 6,0 -9,3
Число занятых (тыс.)
 Италия 484 1,9 -0,8 4,0 -4,8
 ЕС-27 3201 -1,6 -2,2 1,8 -4,8
Валовой операционный коэффициент (%)*
 Италия 13,8 -1,5 -2,7 -1,1 -10,3
 ЕС-27 14,2 0,2 -0,2 1,5 -7,6
Производительность (тыс. евро)**
 Италия 57 2,8 0,8 2,3 -10,7
 ЕС-27 55 4,0 2,6 4,1 -4,7
Зарплата в расчете на 1 занятого (тыс. евро)
 Италия 29 5,0 3,9 3,7 -1,6
 ЕС-27 32 3,7 3,1 3,7 1,9
Зарплата на 1 евро добавленной стоимости (евро)***
 Италия 0,505 2,2 3,1 1,4 10,2
 ЕС-27 0,582 -0,3 0,5 -0,5 6,9

* – Соотношение между добавленной стоимостью (за вычетом зарплаты) и производством в номинальных ценах; ** – добавленная стоимость на одного занятого в ценах 2005 г.; *** – в ценах 2005 г. 

Примечание. I – 1995-2000 гг., II – 2000-2005 гг., III – 2005-2008 гг., IV – 2008-2010 гг.

Итальянское общее машиностроение довольно диверсифицировано. Доля в его продукции таких крупных 10 товарных позиций, как двигатели и турбины, клапаны и арматура, подъемно-транспортное оборудование, машины для земледелия и лесного хозяйства, горно-шахтное оборудование, насосы и компрессоры, подшипники, передаточные механизмы и т. п., промышленное холодильное, морозильное и вентиляционное оборудование, станки, оборудование для текстильной и швейной промышленности, составляет только около 50%. В отличие от Германии, например, за последние 15 лет степень специализации в общем машиностроении Италии не возросла.

Традиционно станкостроение занимало важное место в итальянском общем машиностроении. Однако его доля в совокупном производстве последнего снизилась за рассматриваемый период с 6,6% до 4,3% и приблизилась к среднему показателю по ЕС. Частично это снижение можно объяснить сокращением спроса со стороны итальянского автомобилестроения, обусловленным прежде всего реструктуризацией концерна Fiat.

Уменьшился удельный вес и сектора текстильного оборудования (с 4% до менее 3%), что связывают с глобализацией и изменениями в территориальном размещении производственных предприятий клиентов. Одной из крупнейших групп данного сектора является ITEMA, которая приобрела ряд предприятий в Италии, Германии и Швейцарии и стала предлагать компаниям текстильной и швейной промышленности полный ассортимент нужного им оборудования.

Как и во многих других странах ЕС, производство трубопроводной арматуры развивалось более высокими темпами, чем общее машиностроение в целом, а прирост производства в секторе промышленного холодильного, морозильного и вентиляционного оборудования был самым значительным в данной отрасли Италии, что может быть обусловлено растущим спросом на это оборудование в южных странах Евросоюза. В результате доля последнего сектора в итальянском общем машиностроении к 2010 г. превысила 6%.

На секторах подъемно-транспортного и строительного оборудования, несмотря на наличие в них сильных международных игроков, отрицательно сказалась общая малоблагоприятная ситуация на мировых рынках данного оборудования. Тем не менее показатели деятельности в указанных двух секторах были лучше, чем в большинстве других. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version