Машиностроение Украины и мира

Россия: производство грузовых вагонов в январе 2013 года сократилось

Производство грузовых вагонов, которое в 2012 г. достигло в России исторического максимума, в январе упало на 11%. Спрос на вагоны начал снижаться еще в прошлом году. Участники рынка рассчитывают на господдержку и запрет на продление сроков эксплуатации вагонов, без которых “будет очень тяжело”. Но по оценкам аналитиков, даже при реализации всех мер поддержки производство вагонов упадет на 45%, пишет газета “Коммерсантъ”.

Производство грузовых вагонов в России в январе снизилось на 10,9% до 4,4 тыс., следует из данных Росстата. В 2012 г. производство вагонов выросло на 13,3% и достигло исторического максимума – 71,2 тыс. штук. Однако уже в декабре объемы производства начали падать – они снизились на 2% до 5,1 тыс. По данным “Infoline-Аналитики”, в январе объем производства крупнейшего российского производителя грузовых вагонов НПК “Уралвагонзавод” (УВЗ) снизился на 23% до 1,4 тыс. штук. Падение наблюдалось и у “Рузхиммаша” (входит в “Русские машины”), который произвел 302 вагона, на 19% меньше, чем за аналогичный период 2012 г. Новокузнецкий вагоностроительный завод снизил производство на 36% до 184 штук. Незначительный рост производства (на 8% и 12%) среди крупных производителей показали лишь “Алтайвагон” и Армавирский завод тяжелого машиностроения. Тихвинский вагоностроительный завод, который в январе прошлого года еще не был пущен, произвел 550 вагонов.

Серьезное падение спроса на грузовые вагоны и объемов их производства участники рынка прогнозировали еще в 2012 г. Осенью глава УВЗ Олег Сиенко говорил, что рынок “будет падать” и общий объем продаж составит “максимум 50 тыс. вагонов”. В прошлом году российскими собственниками было приобретено более 90 тыс. грузовых вагонов.

Замгендиректора УВЗ Андрей Шленский сообщил, что “снижение спроса на вагоны было изначально заложено в производственный план”, поэтому корректироваться он не будет. В этом году УВЗ планирует выпустить “более 20 тыс. грузовых вагонов”, около 7 тыс. из которых придется на цистерны, а остальное – на полувагоны. В 2012 г. УВЗ произвел 28 тыс. грузовых вагонов. Шленский говорит, что “замедление рынка дает возможность сосредоточиться на оптимизации производства и техперевооружении”. Также УВЗ планирует “расширить модельный ряд до 10 видов подвижного состава” и сосредоточиться “на развитии сервисного обслуживания вагонов”.

Но Андрей Шленский признает, что на фоне падающего спроса “без поддержки со стороны правительства российским вагоностроителям будет очень тяжело”. “Будет сложно окупить инвестиции в развитие предприятий, что в итоге приведет к сворачиванию ряда производств и росту импорта”, – считает топ-менеджер. Сейчас в качестве основных мер поддержки спроса обсуждается запрет продления сроков службы вагонов, тарифные преференции для инновационных вагонов, пуск утилизационной программы. Кроме того, отмечает глава “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров, могут быть введены таможенные пошлины на вагоны из Украины и ограничения на закупки украинских вагонов государственными лизинговыми и операторскими компаниями.

Впрочем, по мнению Михаила Бурмистрова, “даже реализация всех планируемых и обсуждаемых мер господдержки позволит поддержать спрос на подвижной состав в России на уровне не более 45-48 тыс. вагонов”. “Выпуск грузовых вагонов на российских предприятиях составит до 40 тыс. единиц, что на 45% ниже пикового уровня выпуска”, – отмечает он. По мнению Михаила Бурмистрова, сильнее всего “пострадают заводы, ориентированные на выпуск полувагонов и имеющие высокий уровень долговой нагрузки: “Промтрактор-Вагон”, Тихвинский вагоностроительный завод, УВЗ, Новокузнецкий и Орский ВСЗ”. По оценкам аналитика, тихвинский завод группы ИСТ при мощностях 13,5 тыс. вагонов в год после запуска в начале 2013 г. линии по выпуску крупного литья “сможет в течение этого года выпустить до 8 тыс. вагонов”, “Рузхиммаш” выпустит не более 4,5 тыс. грузовых вагонов, преимущественно цистерн (загрузка – менее 50%), а УВЗ в случае реализации мер господдержки сможет выйти на уровень выпуска 15-16 тыс., в том числе более 11 тыс. полувагонов до 5 тыс. цистерн. В Объединенной вагонной компании (ОВК) сообщили, что планируют самостоятельно выкупить продукцию своего Тихвинского вагоностроительного завода через лизинговое подразделение – Rail1520. Исполнительный директор ОВК Дмитрий Бовыкин уточнил, что речь может идти приблизительно о 4-5 тыс. вагонов, это весь объем, который Тихвин намерен произвести в 2013 г.

По словам Михаила Бурмистрова, сейчас спрос сохраняется в сегментах крытых вагонов, нефтеналивных цистерн и цистерн для СУГ, а также хопперов, фитинговых и специализированных платформ. При этом цены на полувагоны снизились до уровня 1,7-1,75 млн. руб., то есть на 35-40% ниже пиковых уровней 2011 г. “Падение спроса на полувагоны, помимо насыщения рынка, связано с масштабным снижением арендных ставок в связи с унификацией тарифов на порожний пробег и перегревом рынка полувагонов в 2012 г. – сейчас они упали ниже 500 руб. за полувагон в сутки без НДС”, – отмечает Михаил Бурмистров. По его мнению, при таком уровне ставок и профиците полувагонов на сети “закупки экономически нецелесообразны”. В крупнейшей на рынке “Первой грузовой компании” сообщили, что планы по закупке вагонов в 2013 г. “пока заморожены”. Ситуация на рынке неопределенная, говорят в компании, где ждут в том числе итоговых решений по продлению сроков эксплуатации вагонов. Могут также измениться цены на подвижной состав, добавляют в ПГК, подчеркивая, что “спешить с закупками сейчас нет смысла, это понимают почти все операторы”. (Trans-port.com.ua/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version