По сообщению газеты Nikkei, германская компания Volkswagen AG (VW) активно подготавливает почву для существенного расширения продаж в Японии, хотя ситуация на автомобильном рынке последней сейчас не столь благоприятна в связи с недавним завершением действия программы государственных субсидий в отношении экологически безопасных машин.
VW намерен обеспечить себе заметное присутствие на рынке, где иностранные автомобили занимают весьма узкую нишу, рассчитанную на состоятельных покупателей. Ее больше не устраивает мизерная доля на этом рынке (около 1%), и она приступила к расширению своей дилерской сети в Японии, рассчитывая, в частности, на успех нового микролитражного автомобиля “Up”.
В центре новой стратегии VW на японском рынке, призванной увеличить к 2018 г. ее продажи в 2 раза (до 110 тыс. шт.), лежит создание сбытовых точек, размеры которых будут вдвое меньше, чем у прежних магазинов компании. Одна из таких точек создана в сентябре в Касиме (преф. Ибараки), где проживает 56,7 тыс. жителей. Здесь (на площади 80 кв. м) демонстрируется всего два новых автомобиля VW, но представлено и несколько подержанных машин, которые могут вызвать интерес у покупателей, приобретающих автомобиль впервые.
К 2018 г. VW планирует открыть в Японии (преимущественно в относительно небольших городах, где ее продажи были до сих пор очень незначительны или отсутствовали вовсе) около 60 сбытовых точек нового типа. Это приведет к увеличению числа дилеров компании с 247 до 333.
Аналитики отмечают, что хотя цель удвоения продаж в Японии может казаться амбициозной, она вполне скромна для VW, занимающей среди мировых продуцентов автомобилей второе место по глобальным продажам и контролирующей около 20% рынка КНР.
Несмотря на то, что общие продажи новых автомобилей в Японии падают с 1990 г., спрос на импортные машины в ближайшие годы может существенно возрасти вследствие изменения сбытовой стратегии иностранных продуцентов. Традиционно последние фокусировались на высоких нормах прибыли и предлагали местным покупателям машины, цены которых были на 20-50% выше, чем у их японских конкурентов. VW намерена отойти от этой практики и сконцентрирует усилия на автомобиле “Up”, рабочий объем двигателя у которого составляет менее 1 л, а начальная цена определена в 1,49 млн. иен, что только на 200-300 тыс. иен превышает стоимость японских малогабаритных легковых машин с большими объемами продаж.
В первые три недели после появления автомобилей “Up” на японском рынке их было продано более 3 тыс. шт. Для сравнения можно отметить, что рекордный месячный объем продаж седана “Polo” (главного бюджетного автомобиля VW) составил примерно 2,3 тыс. шт.
Задачу доведения своих продаж в Японии до 100 тыс. шт. германская компания поставила перед собой более двух десятилетий назад. В 1992 г., когда импортные машины были в этой стране в большой моде, VW строила в преф. Айти большой центр технического обслуживания (на 100 тыс. автомобилей), стоимость которого вместе с прилегающей к нему пристанью оценивалась в 27 млрд. иен. Он должен был послужить трамплином к тому, чтобы к середине 1990-х годов указанная задача воплотилась в жизнь.
Однако эти планы рухнули в связи с коллапсом спекулятивно разогретого фондового рынка Японии и отказом Yanase & Co (самого крупного дилера VW в этой стране) от продаж автомобилей германской компании. В последние годы VW была занята реструктуризацией операций на японском рынке, включавшей аннулирование соглашения с Toyota Motor Corp. о сотрудничестве в реализации готовой продукции.
Теперь VW уверена, что пришло время для существенного увеличения ее продаж на рынке Японии, где популярность малогабаритных экономичных машин в последние годы значительно возросла. Аналитики отмечают, что компания, судя по всему, на правильном пути, так как в апреле-сентябре 2012 г. она продала пассажирских автомобилей больше, чем Mitsubishi Motors Corp. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)