Машиностроение Украины и мира

ПРОГНОЗ: мировой рынок дизельных двигателей в 2013-2017 годах вырастет

Американская аналитическая компания Power Systems Research подготовила прогноз развития мирового рынка дизельных двигателей объемом 2 л и более на 2013-2017гг.; главный вывод авторов доклада заключается в том, что в течение указанного периода ожидаются в целом невысокие темпы роста продаж указанного оборудования. Ниже приводятся данные компании о ежегодной динамике продаж (в стоимостном выражении) дизельных двигателей рабочим объемом 2 л и более (включая двигатели, работающие на природном газе) для различного оборудования в 2013-2017гг. (в % к предыдущему году):

Виды оборудования 2007 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Сельскохозяйственное 104 107 105 103 103 103 102
Строительное 109 104 106 105 103 103 103
Промышленное 107 103 106 104 105 105 103
Садовое, газонокосилки 113 104 105 102 102 102 101
Легкие коммерческие машины 102 99 105 105 192 102 101
Судовое основное 100 105 106 103 103 104 102
Судовое вспомогательное 102 105 105 102 103 103 102
Средние и тяжелые коммерческие автомобили 107 96 107 107 107 105 104
Мини-вэны и внедорожники 99 107 104 102 103 103 102
Легковые автомобили 101 101 103 102 102 103 101
Дизель­генераторы 105 105 107 103 103 104 102
Железнодорожное 100 105 104 102 102 102 101
Рекреационное 101 103 103 102 103 103 101

По мнению Power Systems Research, в 2013-2017 гг. наиболее высокие темпы роста спроса ожидаются на дизельные двигатели для различной внедорожной техники; можно также ожидать расширения использования дизельных двигателей, использующих другие виды топлива, прежде всего природный газ. В то же время особенно низкими темпами, считают авторы доклада, будет расти спрос на судовые дизельные двигатели, что обусловлено наличием избыточных производственных мощностей, особенно в КНР. Авторы доклада прогнозируют сохранение в течение указанного периода тенденции к увеличению средней единичной мощности дизельных двигателей, особенно в странах БРИКС.

Согласно расчетам Power Systems Research, в 2013-2017 гг. среднегодовой прирост мировых продаж дизельных двигателей объемом 2 л и более составит 7%; максимальным (10%) данный показатель будет на рынке легковых автомобилей, мини-вэнов и внедорожников, а также легких коммерческих машин (8%). Темпы прироста спроса на дизельные двигатели для средних и тяжелых грузовых машин в течение указанного периода составят 6%, а на прочие дизельные двигатели 2-4%.

Ведущим мировым продуцентом дизельных двигателей объемом 2 л и более являются США, на долю которых приходится около 50% общего выпуска, удельный вес стран Азии составляет примерно 30%, а стран Западной Европы – 20%. В мировом дизелестроении (как и в других отраслях современного машиностроения) происходит интенсивный процесс перевода производственных мощностей из ведущих индустриальных стран в страны с растущей экономикой, прежде всего в КНР и Индию. В результате, согласно прогнозу Power Systems Research, в 2017 г. доля стран Азии превысит 50% за счет ослабления рыночных позиций Западной Европы и особенно США.

В условиях острой борьбы за рынки сбыта фирмы поставщики дизельных двигателей принимают меры по повышению конкурентоспособности продукции. В частности, с целью улучшения ее экологических характеристик большое внимание уделяется повышению топливной экономичности и снижению выбросов диоксида углерода. Для привлечения потенциальных клиентов расширяется продажа дизельных двигателей в кредит, а также комплекс услуг по их техническому обслуживанию. В целях снижения эксплуатационных затрат предпринимаются усилия по удлинению межремонтных временных интервалов и повышению надежности дизельных двигателей.

Ведущую мировую десятку стран продуцентов дизельных двигателей объемом 2 л и более составляют США, Япония, КНР, Германия, Республика Корея, Индия, Мексика, Великобритания и Франция, причем наиболее высокими темпами выпуск этой продукции растет в КНР. В производстве двигателей, работающих на природном газе, лидерами являются США, КНР, Индия и Япония, однако пока поставки таких двигателей остаются весьма незначительными.

Cогласно оценке Power Systems Research, на мировом рынке дизельных двигателей объемом 2 л и более для внедорожной техники лидирующие позиции занимают компании Caterpillar, Cummins, China Yituo Group, Deere, Deutz AG, Mahindra Group, Fiat, Weichai Power, Simpson & Co и Anhui Quanchai Group. В то же время на рынке двигателей для прочей дорожной техники ведущими поставщиками являются компании Isuzu Motors, Toyota Motor, Cummins, Daimler, Ford Motor, Fiat, Hyundai Motors, PSA Group, Navistar и Volkswagen.

По мнению Power Systems Research, в 2013-2017 гг. можно ожидать устойчивого роста мирового рынка дизельных двигателей объемом 2 л и более, причем наиболее высокие темпы будут отмечаться в странах Азии. В связи с обострением конкурентной борьбы инвестиционная активность фирм отрасли в регионе будет весьма осторожной с минимальной степенью риска.

В текущем десятилетии особенно высокая активность наблюдается на рынке дизельных двигателей КНР. Выпуск указанной продукции в стране осуществляют как местные, так и ведущие мировые компании. Номенклатура продукции китайского дизелестроения включает модели, соответствующие самым современным экологическим нормам, в частности Tier-4 Агентства по защите окружающей среды США.

Китайские компании проявляют сильную заинтересованность в приобретении различных европейских машиностроительных компаний с целью получения доступа к новейшим западным технологиям. В 2012 г. компания Sany Heavy Industry установила контроль над германской Putzmeister.

В сентябре 2012 г. китайская инвестиционная группа Phoenix Tree HSK Investment (PTC) приобрела австрийскую компанию Steyr Motors, которая специализируется на выпуске дизельных двигателей для легких бронетранспортеров, автомобилей­внедорожников, морских судов и гибридных троллейбусов. В этой сделке принимала участие австрийская консультационная фирма GCI, которая заявила, что в КНР, а также в Индии существует большой интерес к инвестициям в различные отрасли европейского машиностроения.

Для австрийской компании заключение данной сделки означает повышение конкурентоспособности ее продукции (вследствие появления сильного партнера), создает возможности расширения выпуска продукции и укрепления позиций на таком перспективном рынке сбыта, как китайский, а также на рынках других стран Азии. Производственные мощности Steyr Motors в Австрии предполагается использовать в качестве базы для создания глобального научно-технического центра, который будет заниматься разработкой дизельных двигателей пятого поколения.

Главной задачей китайской инвестиционной группы является финансирование НИОКР, проводимых австрийским партнером. Этот центр должен занять лидирующие мировые позиции в области разработки дизельных двигателей пятого поколения. Другая задача заключается в мелкосерийном выпуске дизельных двигателей по специфическим требованиям заказчиков из стран Западной Европы и США.

Осенью 2012 г. компания Perkins объявила о завершении разработки первого в КНР дизельного двигателя 1106D-E70TA с электронным управлением, соответствующим экологическим нормам Tier3/Stage 3a; двигатель будет выпускаться на предприятии компании в Уси. Конструкция 6-цилиндрового двигателя рабочим объемом 7 л с воздушным охлаждением включает систему впрыска топлива компании Bosch с общей топливной магистралью; мощность достигает 205 кВт при 2200 об./мин, а максимальный крутящий момент 1050 Нм (при 1400 об./мин).

Номенклатура продукции Perkins в КНР включает дизельные двигатели серий 400, 850, 1100 и 1200. По мнению компании, особый интерес представляет четырехцилиндровая модель 404F-22 объемом 2,2 л. Этот двигатель соответствует экологическим нормам Tier-4 и развивает мощность до 38 кВт при 3000 об./мин, а максимальный крутящий момент составляет 143 Нм (при 1800 об./мин).

По сравнению с предыдущей моделью дизельный двигатель 854F-E34T имеет меньшие габариты, однако его мощность (55 кВт) осталась неизменной. Двигатель оснащается системой впрыска топлива с общей топливной магистралью, турбокомпрессором и теплообменником.

В 2012 г. на одной из выставок в КНР Perkins впервые в Азии продемонстрировала 6-цилиндровый двигатель 1204E-E44TA рабочим объемом 7 л с электронным управлением, который соответствует экологическим нормам Tier-4. По сравнению с предыдущей моделью мощность нового двигателя (225 кВт) осталась на прежнем уровне при одновременном уменьшении габаритов. Выпуск нового двигателя компания предполагает организовать в Индии.

В связи с непрерывным ужесточением экологических норм для дизельных двигателей поставщики указанного оборудования активизируют усилия по созданию новых двигателей. Terex осуществила пересмотр производственной программы, компании JCB, Cummins и Kohler приступили к поставкам дизельных двигателей без сажевых фильтров.

В октябре 2012 г. компания Bobcat (один из ведущих мировых поставщиков компактной строительной техники) объявила о переходе на дизельные двигатели, разработанные ее материнской фирмой Doosan Infracore (Республика Корея) в соответствии с нормами Tier-4. Производственная программа Doosan включает двигатели, работающие на дизельном топливе и природном газе; их максимальная мощность достигает 844 кВт.

Отсутствие в новом двигателе дизельного сажевого фильтра является главной причиной перехода Bobcat на продукцию Doosan; c середины 1950-х годов эта компания является крупным поставщиком дизельных двигателей для автомобилей, промышленного оборудования, дизель-генераторов и судовых силовых установок.

В 2014 г. компания Bobcat приступит к поставкам ковшовых погрузчиков с бортовым поворотом и компактных погрузчиков первоначально серий 500 и 600, а затем 700 и 800. Кроме того, новыми двигателями предполагается оснащать и некоторые модели мини-экскаваторов. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version