Машиностроение Украины и мира

ПРОГНОЗ: в ближайшие 20 лет авиаракетно­космическая промышленность (АРКП) Индии будет развиваться

После либерализации воздушного пространства Индии (в 1991 г.) авиаперевозки в этой стране значительно возросли, и самолет является в настоящее время предпочтительным средством транспорта у все более растущей средней прослойки индийского населения; численность последней оценивается уже более чем в 300 млн. человек. Неудивительно поэтому, что по емкости рынка изделий авиаракетно­космической промышленности (АРКП) Индия занимает второе место в мире после КНР, что делает этот рынок весьма привлекательным для главных мировых игроков.

Согласно прогнозам Airbus, в ближайшие 20 лет потребности Индии в новых самолетах для гражданской авиации составят 900-1000 ед., что обеспечит ей по этому показателю (в стоимостном выражении) четвертое место в мире (против девятого в настоящее время). Ориентируясь на предстоящий рост спроса, компания IndiGo (индийский малобюджетный воздушный перевозчик) заказала в январе 2011 г. европейской группе Airbus 180 самолетов A320 на 10,9 млрд. евро. Заказ от этой компании указанная группа получила впервые.

Ожидается, что перевозки пассажиров индийскими авиатранспортными компаниями в ближайшие два десятилетия будут ежегодно увеличиваться в среднем на 17-18%, а грузов – на 10-12%. Существенно возрастет и использование для этих целей вертолетов, прежде всего предприятиями энергетического сектора страны.

Как прогнозирует международная аудиторская фирма KPMG (Нидерланды), сумма военных контрактов, которые Индия подпишет в 2012-2016 гг., составит около 85 млрд. евро, из них 20% придется на самолеты военного назначения. В частности, 126 боевых машин совокупной стоимостью 7,5 млрд. евро предполагается приобрести у французской компании Dassault Aviation.

Возрастут расходы и на космический сектор АРКП, в частности на 2012-2013 гг. они оцениваются в 975 млн. евро. В сентябре 2012 г. Indian Space Research Organisation (ISRO) вывела на орбиту спутник дистанционного зондирования Земли (для съемок с разрешением 1,5 м), который построила компания Astrium, входящая в европейскую авиакосмическую группу EADS. Всего же этой организацией было запущено 62 спутника и 38 ракет, к которым в ближайшие 8 лет добавятся еще 30 спутников.

Воздушный транспорт Индии представлен компаниями Air India (имеет 124 самолета), Jet Airways, Jet Konnect & Jet Lite (113), Kingfisher Airlines (20), IndiGo (59), Spicejet (47) и Go Air (13), при этом три последних перевозчика являются малобюджетными. Основными поставщиками самолетов для названных компаний стали Airbus (группа поставила 140 A320 и 13 A330), Boeing (133 B737, 30 B777 и 5 B747), ATR (36 ATR72), Bombardier (4 CRJ и 12 BQ4).

Индийский парк бизнес-самолетов насчитывает примерно 100 машин (в том числе 17 Dassault Falcon), вертолетов 260 (30% приходится на продукцию Eurocopter, 46% – Bell, 11% – Augusta, 5% – Hindustan Aeronautics Limited) и грузовых самолетов 21 (11 B73F, 4 B75F , 1 Fokker F27 и 5 A310F).

Индийская АРКП развивалась в основном на базе военных программ компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и активно использовала преимущества от сотрудничества государственных организаций и компаний страны с известными иностранными продуцентами изделий данной отрасли, такими как Airbus, Eurocopter, Safran/Snecma, Dassault и Thales. Индийскую сторону в этом сотрудничестве представляли главным образом HAL, Defence Research and Development Organisation, National Aerospace Laboratories, Bharat Earth Movers Limited, Bharat Electronics Limited, ISRO, Министерство обороны и ВВС.

В настоящее время HAL работает над несколькими новыми программами, включая создание легкого истребителя, современного легкого боевого вертолета (у него будет и гражданская версия), современного тренировочного самолета, учебно-тренировочного самолета для промежуточной подготовки пилотов и двух гражданских самолетов (на 50 и 100 мест).

Подразделения АРКП имеют и такие крупные частные промышленные группы Индии, как Tata, Goodrej & Boyce, Bharat Forge, Larsen & Toubro, Mahindra, Kirloskar, Samtel. Многие из них образовали совместные предприятия с иностранными фирмами.

Техническое обслуживание и ремонт самолетов в Индии развиты недостаточно, в связи с чем более 80% самолетов получают этот сервис за границей, прежде всего в Сингапуре, Дубае, Таиланде и странах Европы. Кроме того, стоимость данных услуг в Индии довольно значительна по причине высоких местных налогов. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version