Всеукраинская Ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) намерена добиваться отмены спецпошлины на иномарки, которая вводится с 13 апреля по решению Межведомственной Комиссии по международной торговле при Министерстве экономразвития. Импортеры отмечают, что данное решение не приведет к ожидаемым результатам, а наоборот принесет потери для бюджета и вызовет протесты автомобилистов, которым придется платить больше за автомобили.
Импортеры намерены добиваться отмены этого решения и уже направили письма в Кабмин. Кроме того, в ВААИД считают, что поддерживать автопром нужно, но другими методами, так чтобы не страдали рядовые потребители.
В этот раз ВААИД решила привести аргументы устами руководителей международных компаний: японской “Ниссан Украина”, австрийско-немецкой “Порше Украина” и французской “Ситроен Украина”.
Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко подчеркнул, что аналогичный негативный опыт у Украины уже был, когда в марте 2009 г. была введена так называемая спецнадбавка 13% к пошлине, которая просуществовала 6 месяцев. “И что это дало? Ровным счетом ничего, так как автопрому все-равно это не помогло, а импортеры тогда почти полностью остановили импорт”, – вспоминает Олег Назаренко.
Его слова подтверждает и генеральный директор “Порше Украина” Марьян Словик и приводит статистику импорта автомобилей своей компанией в 2009 г., которая исчислялась за полгода всего несколькими автовозами.
Глава “Ситроен Украина” Лоик Сибрак подчеркивает, что импортеры также создают рабочие места и предприятия. У Citroen за последние 2 года появилось 14 новых дилеров, а это десятки миллионов долларов инвестиций и сотни рабочих мест. Поэтому в Citroen были ошеломлены таким решением украинских властей, ведь теперь под вопросом не только развитие дилерской сети, но и вывод на рынок новых моделей.
Марьян Словик также отмечает, что его компании придется пересматривать модельный ряд, и далеко не все автомобили будет иметь смысл поставлять в Украину. Перейти на использование других двигателей (в частности дизельных) – это очень долгий процесс, а то что спецпошлины вводят в разгар бизнес-сезона – это вообще выбьет из колеи импортеров.
Лоик Сибрак отмечает, что уже сейчас 50% всех Citroen продается с дизельными двигателями (на дизели спецпошлина не распространяется), а складских запасов у Citroen хватит на 3 месяца торговли.
Глава “Ниссан Украина” Андрей Нестеренко привел рассчеты, что данное решение не будет способствовать появлению инвесторов в Украине. По словам Нестеренко, импортер из ТОП-10 украинского рынка при среднем объеме продаж в 10000 авто в год зарабатывает на одном автомобиле 500 евро. В случае введения спецпошлин, он сократит сбыт допустим до 5000 автомобилей, то есть потери составят 2,5 млн. евро. В то время, как построить завод стоит 250 млн. евро. или в 100 раз больше и объем производства 120-150 тыс. штук в год. справедливости ради отметим, что никто при строительстве завода не планирует его окупить за один год.
В “Ниссан Украина” подчеркнули, что вывод на украинский рынок Nissan Almera производства российского АвтоВАЗа также под вопросом из-за спецпошглин.
Однако генеральный директор ВААИД Олег Назаренко сказал, что рядовым автомобилистам нет необходимости паниковать: “Я не хочу выглядеть базарным зазывалой. Автомобили не подорожают, пусть автомобилисты не беспокоятся, мы надеемся, что нам удастся добиться отмены спецпошлины”, – резюмировал Назаренко.
Притом добиваться отмены автоимпортеры намерены вначале методом аргументов. ВААИД уже направила письмо в Кабмин со своими предложениями выхода из ситуации. Кроме того, автоимпортеры предложат свое виденье методов поддержки украинского автопрома, чтобы не страдали покупатели автомобилей. Таких инструментов много: льготные кредиты, закупка только отечественных авто чиновниками, льготы по налогу на прибыль, землю и т. д.
Автоимпортеры не против, чтобы чиновники ездили на украинских автомобилях. “Пусть начнут с себя. В Украине 400 тыс. чиновников, пусть пересядут на Lanos, и не из салона Mercedes ратуют за родной автопром, а из Lanos”, – акцентирует Назаренко.
“Вы можете себе представить, чтобы глава Citroen, Volkswagen или Nissan ездил на какой-то другой марке? Это был бы огромный скандал. Так пусть и наши ратователи за автопром ездят на украинских автомобилях”, – продолжает гендиректор ВААИД.
На конференции звучало много и других популистских лозунгов и призывов, но Назаренко дал понять, что если к мнению автоимпортеров не прислушаются, то у него есть опыт организации акций протестов автомобилистов. И его лозунги находят понимание у пользователей соцсетей.
Очевидно, что противостояние между автоимпортерами с одной стороны, и правительством и автопроизводителями с другой, не будет быстрым и без взаимных уступок здесь уже не обойдется. (Auto-Consulting /Машиностроение Украины, СНГ, мира)