Машиностроение Украины и мира

Бразилия: до 2015 года в автомобильную промышленность будет инвестировано $19 млрд.

В рамках политики налоговых льгот для промышленности “Большая Бразилия” правительство страны принимает решительные меры по поддержке автомобильного производства. Аналитики оценивают, что в 2011-2016 гг. Бразилия получит $25 млрд. инвестиций только в автомобильные предприятия, не считая производства комплектующих и т. п. По оценке Национальной ассоциации автомобильных компаний Anfavea, до 2015 г. включительно в местную автомобильную промышленность будет инвестировано $19 млрд. 

Южнокорейская компания Hyundai, японские Nissan и Toyota, итальянская группа Fiat и китайские Chery и JAC начали строительство заводов в Бразилии. В то же время Ford, Volkswagen AG (VW), Renault и PSA Peugeot-Citroen продолжают расширение существующих мощностей в стране.

Производство автомобилей в Бразилии, в котором занято более 136 тыс. человек, неуклонно увеличивается благодаря не только стабильному спросу на местном рынке (3515 тыс. шт. в 2010 г. и 3633 тыс. шт. в 2011 г.), но и всемерно растущему экспорту легковых автомобилей, прежде всего в США, страны Латинской Америки и Европы.

Продажи автомобилей в Бразилии в 2010-2011 гг.

  2010 г. 2011 г. Прирост, %
тыс. шт.
Всего 3515,1 3633,3 -2,8
 Местного производства 2854,9 2776,2 3,4
 Импортные 660,1 858,0 30,0

Источник: Anfavea.

Бразильский автомобильный рынок является крупнейшим в мире после КНР, США и Японии, заявил директор ассоциации бразильских продуцентов автомобилей Anfavea А. Кантеро. Пять лет подряд страна входит в “десятку” крупнейших продуцентов автотранспортных средств в мире. Если автомобильные рынки США и Западной Европы перенасыщены, то на южноамериканском континенте один легковой автомобиль приходится на 6,5 человек.

Как заявил президент Anfavea К. Белини, тренд на ближайшие несколько лет будет иметь повышательный характер, однако автомобильным компаниям необходимо быть бдительными на случай неблагоприятного изменения рыночной ситуации и предвидеть последствия.

В октябре 2011 г. были повышены таможенные пошлины на импортные автомобили с целью способствовать крупным инвестициям в местное производство легковых машин. Согласно постановлению правительства, таможенные пошлины на автомобили иностранных компаний увеличены до 30% при степени локализации менее 65% и до 37-55% на ввезенные в страну полностью собранные машины. Новые пошлины призваны защитить местную промышленность от наплыва недорогих китайских и южнокорейских машин. Как заявил министр финансов страны Г. Мантега, после принятия этих мер цены автомобилей зарубежного производства в Бразилии выросли в среднем на 28%. Возможность избежать заградительного налога есть только у компаний, собирающих автомобили из компонентов, как минимум 65% которых произведены в странах Mercosur (Южноамериканского общего рынка).

К “четверке” гигантов бразильской автомобильной индустрии – Fiat SpA (Италия), Volkswagen AG (Германия) и двух американских корпораций General Motors Co и Ford Motor Co усиленно стремятся примкнуть, строя новые и расширяя существующие заводы, германская компания BMW, французско-японский альянс Renault-Nissan, а также японские Toyota Motor и Mitsubishi Motor.

Самый крупный игрок на бразильском автомобильном рынке – итальянский концерн Fiat продолжает экспансию на американский континент. Вслед за приобретением контрольного пакета акций корпорации Chrysler (США) в конце 2010 г. было принято решение построить второй крупный автомобильный завод Fiat на территории Бразилии. Кроме производственно-сборочных линий в шт. Пернамбуку на востоке Бразилии расположится штаб-квартира, научно-исследовательский центр и тренировочный полигон для начинающих специалистов.

Завод займет площадь около 4 кв. км, а капиталовложения Fiat составят порядка $1,74 млрд. Средства для инвестиций будут получены (в 2011-2014 гг.) от реализации в Бразилии продукции концерна (предполагается, что будет продаваться около 1 млн. машин ежегодно). На заводе ежегодно будут производить с 2014 г. около 200 тыс. автотранспортных средств, включая модели, предназначенные специально для южноамериканского рынка. Как заявил руководитель концерна С. Маркионе, Бразилия – один из самых интенсивно развивающихся автомобильных рынков в мире; в то время как большинство европейских фирм смотрят на восток, Fiat решил обратиться на юго-запад. Fiat производит свою продукцию в Бразилии с 1976 г. на заводе мощностью 800 тыс. шт. в год в Бетиме (шт. Минас-Жерайс).

Корпорация Toyota Motor Co (Япония) открыла в сентябре 2012 г. третий автомобильный завод в Бразилии, расположенный в 91 км от Сан-Паулу, на 1,5 тыс. рабочих мест. Планируется, что за первый год работы завод выпустит 70 тыс. автомобилей модели Toyota Etios, двигатели для которых будут производиться в Японии. Кроме того, представители компании заявили о планах по созданию к 2015 г. еще одного завода в Бразилии, в строительство которого Toyota намерена инвестировать $500 млн.

Французско-японский альянс Renault-Nissan, согласно сообщению издания La Tribune, также готов инвестировать в бразильский автомобильный рынок более $1,4 млрд. для строительства завода Nissan мощностью 200 тыс. автомобилей. Новое предприятие в Резенди (шт. Рио-де-Жанейро) рассчитано на выпуск 200 тыс. бюджетных автомобилей в год и при этом обеспечит не менее 2 тыс. рабочих мест. Кроме того, оно займется производством электромобилей и гибридных машин. В перспективе завод выйдет на выпуск 220 тыс. машин четырех типов.

Согласно заявлению К. Гона, бразильский завод “будет одним из самых современных предприятий Nissan”. В его производственной линейке значатся малолитражная модель March и седан Versa. Японский продуцент автомобилей рассчитывает занять к 2016 г. до 5% бразильского авторынка, который в мире по емкости в настоящее время уступает только США, КНР и Японии. Новое предприятие в Резенди (шт. Рио-де-Жанейро) рассчитано на выпуск 200 тыс. бюджетных автомобилей в год и при этом обеспечит не менее 2 тыс. рабочих мест. Кроме того, новое предприятие Nissan займется производством электромобилей и гибридных машин. В перспективе завод выйдет на выпуск 220 тыс. машин четырех типов. В настоящее время рыночная доля Nissan составляет около 1%.

В начале октября 2011 г. Renault объявил о планах инвестировать 212 млн. евро в развитие завода в Куритибе, который к 2013 г. должен увеличить выпуск автомобилей с нынешних 280 тыс. шт. до 380 тыс. Renault таким образом намерен увеличить свою долю на бразильском рынке с 5% до 8%.

Германский концерн Volkswagen AG заявил о планах инвестировать в Бразилии до 2016 г. около 3,4 млрд. евро. В настоящее время в стране действуют четыре предприятия концерна, с конвейеров которых ежедневно сходят около 3,5 тыс. автомобилей, с числом занятых около 23 тыс. Как заявил глава концерна М. Винтеркорн, VW уже больше 50 лет является “мотором бразильской автомобильной индустрии” и страна является краеугольным камнем “Стратегии-2018” компании, цель которой – выйти к 2018 г. на первое место по производству автомобилей в мире.

Инвестиционный план VW, разработанный до 2016 г., предусматривает глубокую модернизацию и стандартизацию бразильских заводов. В частности, компания установит оборудование, которое позволит производить модели на платформе MQB, например VW Golf. С демографической точки зрения Бразилия – относительно “молодая” страна, и небольшие маневренные модели будут пользоваться спросом, полагает директор VW по производству М. Махт.

Около 126 млн. евро будут израсходованы на увеличение мощностей по выпуску комплектующих. В частности, планируется ежесуточно изготавливать 4,8 тыс. двигателей в сутки вместо 3,8 тыс. в настоящее время.

Volkswagen AG увеличивает присутствие в Бразилии, чтобы защититься от падения спроса в Европе. По данным исследовательской компании HIS Automotive, спрос на автомобили в Европе в 2012 г. упал до минимального уровня за последние 19 лет. А в Латинской Америке в 2012 г. рост оценивается до 8,6% – до 3,28 млн. шт. В настоящее время Бразилия является третьим по важности рынком сбыта для VW (в 2011 г. – 705 тыс. автомобилей). К концу 2014 г. объем продаж концерна в Бразилии, по его прогнозам, превысит 1 млн. шт.

Другой германский продуцент – компания BMW рассматривает ряд площадок в стране (по другим источникам, она выбрала Сан-Паулу) для строительства своего первого на континенте сборочного завода, сделав его основным для поставок автомобилей на рынки стран Латинской Америки.

BMW планирует инвестировать 800 млн. реал. ($395 млн.) в строительство нового завода, на котором будут выпускаться 5 моделей, включая автомобили Mini. Концерн рассчитывает воспользоваться преимуществами растущего рынка люксовых автомобилей Бразилии, который является крупнейшим в Латинской Америке. Продажи автомобилей BMW в стране за январь-сентябрь 2012 г. выросли на 29,4% до 8768 шт.

В марте 2011 г. южнокорейская компания Hyundai Motor приступила к строительству своего седьмого завода за пределами Республики Корея, который появится в Пирасикабе (шт. Сан-Паулу). Hyundai инвестирует около $600 млн. в завод мощностью 150 тыс. автомобилей в год. Пуск конвейера в эксплуатацию был запланирован на II полугодие 2012 г. Первой моделью компании Hyundai Motor Brazil станет компактный хэтчбек, разработанный специально для рынка Центральной и Южной Америки. Как и 90% производимых в Бразилии автомобилей, все выпускаемые Hyundai модели будут многотопливными, то есть смогут потреблять как бензин, так и этанол.

Шведская компания Volvo Car Corp., принадлежащая в настоящее время китайскому холдингу Zhejiang Geely Holding Group Co, планирует построить в Бразилии в 2015г. свой первый завод стоимостью 500 млн. реал. Первоначально мощность предприятия составит 15-20 тыс. легковых автомобилей Volvo. Окончательное решение о сооружении завода будет принято после получения одобрения соответствующих бразильских органов. Согласно информации президента компании Volvo Car da America Latina П. Солти, предприятие может быть построено за 24 месяца в шт. Сан-Паулу или Парана.

Не получив возможности создать чисто сборочные предприятия на территории Бразилии, китайские автомобильные компании (прежде всего Chery и JAC Motors) увеличивают капиталовложения с целью сооружения предприятий с высокой степенью локализации.

В настоящее время на автомобильном рынке Бразилии свою продукцию реализуют китайские компании Chery, JAC Motors (Jianghuai Automobile), Foton, Lifan и Hafei. Например, JAC Motors, кроме создания сбытовой сети, намерена согласно договору о сотрудничестве в производстве грузовых автомобилей в КНР с американской компанией Navistar использовать сбытовую сеть последней в Бразилии и Латинской Америке для реализации своих машин.

В ноябре 2012 г. JAC Motors заключила договор с бразильской сбытовой сетевой компанией SHS Group о создании СП, в уставный капитал которого партнеры инвестируют $500 млн. (по другим данным, $510,1 млн. или 900 млн. реал.) в сооружение проектно-конструкторского центра и автомобильного завода мощностью 100 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Основную продукцию составит легковой автомобиль стоимостью менее 50 тыс. реал. (более $28 тыс.). Пуск в эксплуатацию завода площадью 4,7 млн. кв. м в Баия намечен на 2014 г. JAC будет владеть 34% акций СП, а SHS Group – 66%. Степень локализации будет достигать 80%.

Доля китайской компании в акционерном капитале составит 20%, из которых 10% придется на финансовые средства и 10% – на предоставляемые технологии; на долю бразильской стороны приходятся оставшиеся 80%. Новое предприятие, где будет создано 3,5 тыс. новых рабочих мест, начнет действовать в 2014 г. в северо-восточном шт. Баия и будет включать штамповочное, сварочное, окрасочное и сборочное производства, а также другие цехи (в том числе композитных деталей). Первоначально локализация будет достигать 30%. Капиталовложения в развитие сбытовой сети составят $118 млн.

Компания Chery Auto также не отменила программу строительства автосборочного завода, которое ведется с июля 2011 г. в Жакарее (пров. Сан-Паулу). Его пуск в эксплуатацию состоится в сентябре. Первоначальные инвестиции составили $140 млн., а окончательные достигнут $400 млн. Мощность I очереди – 50 тыс. шт. малолитражной модели Chery A1 и компактной A13, окончательная мощность завода площадью 1 млн. кв. м – 150 тыс. легковых автомобилей. Первоначально локализация будет составлять 30%. На середину 2011 г. компания имела в стране 80 дилеров. Это будет первый за пределами КНР полномасштабный завод компании.

С целью полнее удовлетворять спрос бразильских потребителей на свою продукцию Chery также заключила в 2011 г. договор с аргентинской компанией Socma Group об инвестировании $170 млн. в строительство завода в Берасатегуи (пров. Буэнос-Айрес, Аргентина) для производства первоначально 40 тыс., а затем 70 тыс. легковых автомобилей других моделей.

Компании Lifan Industry (Group) Co (КНР) и Effa Group (Бразилия) заключили в марте 2011 г. договор о строительстве первого за пределами КНР исследовательского и проектно-конструкторского центра стоимостью $70 млн. в Бразилии, чтобы затем, возможно, приступить к сооружению автосборочного завода для выпуска компактных автомобилей, а в перспективе с двигателями на альтернативных видах топлива. Новый центр разместился между Сан-Паулу и Кампинашем и будет также заниматься сертификацией автомобилей различных компаний в Латинской Америке. Lifan и Effa Group уже имеют небольшой сборочный завод в Уругвае, откуда машины поставляются на рынки стран-членов Mercosur.

Компания Foton Motors (КНР) намерена вложить в строительство завода $300 млн. в Бразилии совместно с компанией Bahia. Мощность нового завода площадью 1 млн. кв. м составит 30 тыс. шт. тяжелых грузовиков в год. На полную мощность предприятие выйдет в 2017 г.

Китайские компании Great Wall, Brilliance Auto, Haima Auto, BYD, Changan и др. также стремятся закрепиться на перспективном бразильском автомобильном рынке и создать сборочные предприятия для выпуска мини-автомобилей, фургонов, электромобилей и гибридных машин класса “люкс”. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version