Машиностроение Украины и мира

Словакия: общее машиностроение в 2005-2008 годах ухудшило показатели

В период перехода к рыночной экономике число рабочих мест в общем машиностроении Словакии уменьшилось примерно наполовину. Увольнения занятых продолжались вплоть до 2005 г., хотя темпы развития отрасли в 2000-2005 гг. намного превышали средние по Евросоюзу. В 2005-2008 гг. ежегодный объем производства в словацком общем машиностроении возрастал примерно на 20%, но наступивший затем глобальный финансовый кризис привел к его сокращению.

Заработная плата и производительность труда в общем машиностроении Словакии составляют примерно 1/3 этих показателей для ЕС в целом. В 2005-2008 гг. зарплата росла быстрее производительности труда, что привело к увеличению трудовых затрат на единицу продукции.

Доля Словакии в совокупном выпуске продукции общего машиностроения 27 странами ЕС составляет лишь 0,5%, что следует из приводимых ниже данных Eurostat, Cambridge Econometrics и Ifo Institute:

  2008 г. Среднегодовые темпы прироста (%)
I II III IV
Производство в текущих ценах (млрд. евро)
  Словакия 3 7,9 12,6 23,1 -9,8
  ЕС-27 598 4,0 2,3 10,4 -8,4
Производство в ценах 2005 г. (млрд. евро)
  Словакия 3 10,7 20,0 -9,7
  ЕС-27 561 3,4 1,3 8,0 -9,3
Валовая добавленная стоимость в постоянных ценах (млрд. евро)
  Словакия 1 15,2 13,0 -9,7
  ЕС-27 176 2,4 0,3 6,0 -9,3
Число занятых (тыс.)
  Словакия 42 -7,0 -4,5 4,7 -7,9
  ЕС-27 3201 -1,6 -2,2 1,8 -4,8
Валовой операционный коэффициент (%)*
  Словакия 12,3 -0,7 22,1 -8,4
  ЕС-27 14,2 0,2 -0,2 1,5 -7,6
Производительность (тыс. евро)**
  Словакия 17 20,7 7,9 -1,9
  ЕС-27 55 4,0 2,6 4,1 -4,7
Зарплата в расчете на 1 занятого (тыс. евро)
  Словакия 10 10,3 12,0 13,5
  ЕС-27 32 3,7 3,1 3,7 1,9
Зарплата на 1 евро добавленной стоимости (евро)***
  Словакия 0,565 -7,2 5,2
  ЕС-27 0,582 -0,3 0,5 -0,5 6,9

* – Соотношение между добавленной стоимостью (за вычетом зарплаты) и производством в номинальных ценах; ** – добавленная стоимость на одного занятого в ценах 2005 г.; *** – в ценах 2005 г.

Примечание. I – 1995-2000 гг., II – 2000-2005 гг., III – 2005-2008 гг., IV – 2008-2010 гг.

В социалистическом лагере Словакия была центром изготовления промежуточной продукции для тяжелой промышленности. Ввозимая туда из России железная руда использовалась на металлургических комбинатах, продукция с которых затем направлялась на предприятия Чехии и других стран Содружества. Такая специализация усугубила трудности перехода словацкой экономики на рыночные рельсы. В качестве примера можно привести машиностроительную группу Podpolianske Strojarne (PPS), которая не смогла преодолеть этих трудностей и в 2003 г. обанкротилась. После сокращения объемов производства и реструктуризации группа получила наименование PPS Group A.S. и стала действовать в качестве субподрядчика многих известных продуцентов подъемно-транспортного, строительного и горно­шахтного оборудования.

Словацкое общее машиностроение стало наиболее узко специализированным в ЕС, примерно 90% его производства приходится на следующие 10 товарных позиций: двигатели и турбины, вентильно­запорная арматура, подъемно-транспортное оборудование, машины для сельского и лесного хозяйства, горно­шахтное и строительное оборудование, насосы и компрессоры, подшипники, передаточные механизмы и т. п., промышленное холодильное, морозильное и вентиляционное оборудование, металлообрабатывающие станки, оборудование для текстильной и швейной промышленности. Примерно по 1/3 оборота отрасли приходится на “насосы и компрессоры” и “подшипники и передаточные механизмы”. Значительные инвестиции в эти два сектора осуществили компании SKF (Швеция) и “Schaeffler Group” (Германия).

Наиболее драматичное за последние 15 лет сокращение производства пережил сектор оборудования для сельского и лесного хозяйства. Его доля в обороте общего машиностроения Словакии сократилась до менее 7% с почти 20% во второй половине 1990-х годов. Несколько возрос этот показатель у сектора промышленного холодильного, морозильного и вентиляционного оборудования, но все равно остался на уровне значительно меньшем, чем 5%. Примерно такой же удельный вес в общем обороте отрасли имеют сектора подъемно-транспортного оборудования, горно­шахтного и строительного оборудования и станков, у всех остальных секторов данный показатель не достигает 1%. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version