После непрерывного роста в течение четырех лет продажи самоходных подъемных кранов в Индии в 2008 г. сократились на 3% и в 2009 г. – на 17%. Однако уже в 2010 г. они возросли на 43%, а в 2011 г. – еще на 22%, достигнув 11,3 тыс. шт.
В продажах самоходных кранов на индийском рынке доминируют производимые в стране короткобазные подъемные краны типа pick-and-carry (далее – p/c), которые имеют жесткую (а не поворотную) надстройку и колесное шасси. В Индии они применяются главным образом для перемещения самых разнообразных легких грузов.
Краны p/c сравнительно малопроизводительны, но стоят в 3 раза дешевле автомобильных и потому чрезвычайно популярны в Индии. Их грузоподъемность обычно не превышает 15 т, хотя у новых моделей компании Escorts Сonstruction Equipment Ltd. (ECEL) она может достигать 23 т. Почти все компоненты, из которых они собираются, либо приобретаются у независимых местных поставщиков, либо изготовляются силами самих продуцентов.
На долю кранов p/c приходится более 90% всех продаж самоходных кранов в Индии. Во второй половине 1990-х годов и в начале первого десятилетия текущего века их продавалось по 400-500 шт. в год, а затем спрос стал быстро нарастать, что связано с началом реализации ряда крупных инфраструктурных проектов и с общим оживлением в строительном секторе страны. В 2011 г. на индийском рынке было реализовано 10,6 тыс. кранов p/c, или на 21% больше, чем в 2010 г.
Столь высокий спрос объясняется, как уже указывалось, низкими ценами: кран p/c грузоподъемностью 10 т стоит в Индии около 1,2 млн. и. руп., тогда как промышленный кран аналогичных размеров – примерно 3 млн. Кроме того, при использовании крана p/c отпадает необходимость в грузовике или каком-то другом средстве для транспортировки грузов на короткие расстояния. Краны p/c применяются почти на всех строительных площадках Индии, а также на складах. Им разрешено передвигаться по автомобильным дорогам.
Свыше 95% производства кранов p/c в Индии контролируют уже упоминавшаяся компания ECEL и Action Construction Equipment Ltd. (ACE); в небольшом количестве их изготавливают фирмы Omega, Standard, Indital и Priya Hymedha Equipment. Краны p/c поставляются и на экспорт, в частности в Бангладеш, Мальдивы, в Непал, Пакистан, Шри-Ланку, страны Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Компанию ECEL считают мировым лидером по производству кранов p/c. Грузоподъемность выпускаемых ею моделей колеблется в пределах 5-23 т. Кроме кранов p/c, завод ECEL в Фаридабаде (близ Дели) производит небольшое количество кранов повышенной проходимости (по лицензиям Ransomes & Rapier и Faun), уплотнители грунта, двухвальцовые дорожные катки (совместно с германской фирмой Hamm) и фронтальные одноковшовые погрузчики.
ACE является вторым по величине продуцентом кранов p/c в Индии; ее завод (в 45 км от Дели) производит краны восьми моделей, грузоподъемность которых составляет 3-17 т. ACE выпускает также башенные краны, вилочные погрузчики, колесные ковшовые погрузчики и погрузчики с обратной лопатой. Пять лет назад фирма начала производмть сельскохозяйственные тракторы собственной конструкции; их мощность колеблется в пределах 26 33,5 кВт. В отличие от ECEL доля ACE в общих продажах кранов p/c на индийском рынке в последние годы постоянно увеличивалась и в настоящее время составляет более 46%.
Большинство эксплуатируемых в Индии кранов p/c имеют грузоподъемность 5-10 т и находятся в собственности строительно-подрядных компаний.
Продажи традиционных подъемных кранов в Индии в 2011 г. составили 702 шт. против 536 в 2010 г., 457 в 2009 г. и 547 в 2008 г. К этим машинам относят краны, монтируемые на шасси грузовиков, краны-внедорожники, краны повышенной проходимости, гусеничные краны и промышленные краны.
Продажи гусеничных кранов в 2007-2011 гг. существенно колебались, а кранов повышенной проходимости – оставались относительно стабильными (за исключением 2009 г., когда они сократились до 91 шт.). На рынке последних доминируют местные продуценты, изготовляющие главным образом краны грузоподъемностью 20-50 т.
Спрос на краны, монтируемые на шасси грузовых автомобилей, составлял в указанный пятилетний период от 101 до 134 шт. в год, промышленные – от 5 до 34, краны-вездеходы – от 3 до 16. Продажи последних в Индии всегда были очень незначительными по причине их высокой стоимости.
В I полугодии 2012 г. общий спрос на самоходные краны в Индии сократился на 20%, а за весь указанный год он уменьшился, по оценке, на 16% до 9,5 тыс. шт. Однако перспективы продаж этих грузоподъемных машин остаются благоприятными ввиду продолжающегося осуществления целого ряда промышленных и инфраструктурных проектов и ожидаемого высокого уровня деловой активности в строительном секторе. Согласно прогнозам, к 2016 г. спрос достигнет 13 тыс. шт.
С индийскими продуцентами самоходных кранов успешно конкурируют некоторые известные мировые поставщики. Британская компания JCB пополнила в 2012 г. номенклатуру предлагаемых ею в Индии кранов p/c моделью Liftall 1553, грузоподъемность которой достигает 15 т. Кран снабжен трехступенчатой стрелой, механизмом автокомпенсации и двигателем Kirloskar мощностью 36,5 кВт. Его кабина имеет изолированный потолок и достаточно просторна для того, чтобы можно было в ней спать. Этот фактор представляется весьма важным, ибо операторам часто приходится месяцами находиться на отдаленных строительных площадках.
Продажи самоходных кранов в Индии в 2007-2011 гг. (шт.)
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Краны, монтируемые на грузовых автомобилях | 121 | 101 | 134 | 108 | 101 |
Краны-вездеходы | 3 | 12 | 6 | 13 | 16 |
Краны повышенной проходимости | 126 | 115 | 91 | 120 | 117 |
Гусеничные краны | 220 | 295 | 192 | 284 | 463 |
Промышленные краны | 24 | 24 | 34 | 11 | 5 |
Итого | 494 | 547 | 457 | 536 | 702 |
Краны p/c | 7621 | 7323 | 6048 | 8755 | 10604 |
% к общим продажам кранов | 94 | 93 | 93 | 94 | 94 |
Разработка данного крана явилась частью стратегии JCB по увеличению своей доли на индийском рынке самоходных кранов, которая в настоящее время составляет менее 5%. В абсолютном выражении ее продажи в Индии возросли с 39 шт. в 2008 г. до 387 в 2011 г.
До разработки Liftall 1553 компания JCB предлагала индийским покупателям две модели кранов p/c максимальной грузоподъемностью 12 т. Несмотря на увеличение объемов их реализации, данный бизнес оставался нерентабельным, так как в условиях жесткой конкуренции с аналогичной продукцией других поставщиков продавать указанные модели по повышенным ценам для компании оказалось затруднительным.
Считают, что краны p/c грузоподъемностью 15 т будут способствовать увеличению доли JCB на индийском рынке и повышению общей рентабельности ее операций, ибо спрос на модели грузоподъемностью свыше 12 т в последние пять лет постоянно растет. В результате их доля в совокупных продажах кранов p/c в Индии увеличилась за этот период с 10% до 34%. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)