Машиностроение Украины и мира

Китай: рынок строительного машиностроения в 2012 году уменьшился

Согласно оценке Off-Highway Research, динамика и структура выпуска строительного оборудования в КНР в 2010-2012 гг., а также прогноз на 2013 г. характеризуются следующими данными (шт.):

  2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Всего 459013 487800 343190 377030
Асфальтоукладчики 2480 2880 1800 1500
Катки 22701 17890 9000 10000
Гусеничные бульдозеры 11495 9646 4900 5300
Гидравлические экскаваторы 145070 159300 106000 116200
Мини-экскаваторы 35900 38600 33000 38000
Автокраны 34842 34810 20000 22000
Автогрейдеры 2528 2337 1400 1600
Колесные погрузчики 201630 219980 165000 180000
Прочие* 2367 2357 2090 2430

* – Включая самосвалы, погрузчики с ковшом типа обратная лопата, гусеничные погрузчики с боковой загрузкой, самоходные скреперы и краны-внедорожники.

В предыдущем десятилетии в строительном машиностроении КНР наблюдалась высокая инвестиционная активность с целью создания новых производственных мощностей и расширения продаж. Однако в I квартале 2012 г. продажи строительной техники в стране уменьшились на 37% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (рекордный показатель для отрасли), что является главным образом следствием ужесточения фискальной политики центральных властей с целью усиления борьбы с инфляцией. Главная задача властей заключалась в ликвидации излишних производственных мощностей, созданных в период инвестиционного бума, которые значительно превышают потребности потенциальных клиентов. Снижение инвестиционной активности сопровождалось сокращением спроса на строительную технику, не находящую сбыта, тем более при наличии у дилеров значительных запасов подержанного строительного оборудования, закупленного в период высокой инвестиционной активности.

В конце 2011 г. наиболее серьезной проблемой для предприятий строительного машиностроения КНР была нехватка оборотного капитала. В этих условиях ведущие фирмы отрасли рассматривали вопрос об увольнении части персонала, а небольшие компании – даже об уходе с китайского рынка строительной техники.

Вследствие снижения внутреннего спроса на продукцию строительного машиностроения фирмы отрасли резко активизировали экспортные поставки, однако, по мнению экспертов, это не позволит полностью компенсировать спад внутреннего спроса. Во II квартале 2012 г. на рынке появились признаки роста инвестиционной активности, однако в целом конъюнктура является значительно менее благоприятной по сравнению с последними прогнозами. Во II квартале 2012 г. продажи строительной техники в КНР стабилизировались на уровне 2011 г., а в целом по итогам года данный показатель, согласно имеющимся оценкам, уменьшился примерно на 30% по сравнению с 2011 г.

По мнению экспертов, спрос на строительную технику в КНР в 2013 г. будет в основном определяться экономической политикой властей, которым одновременно необходимо учитывать риск усиления инфляционных процессов в стране. Полагают, что китайским поставщикам строительного оборудования не следует ожидать от властей принятия нового пакета фискальных мер по стимулированию спроса на строительную технику.

В условиях спада внутреннего спроса ведущие китайские продуценты строительной техники расширяют экспортные поставки и масштабы кооперации с ведущими мировыми компаниями, а также перестраивают зарубежную систему технического обслуживания своей продукции, ряд поставщиков достигли больших успехов. У компании Zoomlion экспортные продажи в I полугодии 2012 г. на 27,3% превысили уровень соответствующего периода предыдущего года. Особенно успешной была деятельность компании на европейском рынке автобетононасосов, которые, в частности, уже поставляются в Германию. Кроме того, в Иран Zoomlion продала гусеничный кран грузоподъемностью 800 т – самую крупную машину данного типа, которая экспортировалась из КНР.

Несмотря на сложную конъюнктуру, Zoomlion уделяет большое внимание проведению НИОКР. В I полугодии 2012 г. число ее патентных заявок увеличилось на 248% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Особенно большое значение придается соглашению о техническом сотрудничестве с германской краностроительной фирмой Jost. В рамках этого соглашения разработан башенный кран T320-16; компания уже получила заказ на поставку такого крана в Сингапур.

Важным направлением НИОКР Zoomlion является разработка автобетононасосов нового поколения. В частности, компания разработала автобетононасос на пятиосном шасси с самым длинным в мире шлангом для подачи бетона (63 м). Кроме того, создан тяжелый гусеничный экскаватор ZE125O9E, который успешно прошел сертификацию и эксплуатируется в КНР.

В рамках глобализации своей деятельности китайская компания Weichai Power заключила соглашение с германской фирмой Kion, продукция которой сбывается под марками Linde, Still, Fenwick, OM Still, Baoli и Voltas в КНР, Восточной Европе, а также в Центральной и Южной Америке. Основная задача соглашения заключается в развитии тесной кооперации в разработке подъемно-транспортного оборудования и гидравлических узлов.

Соглашение считается самой крупной прямой инвестицией КНР в Германии; в рамках соглашения Weichai Power получает 25% акций Kion и 70% акций отделения по разработке гидравлических узлов, которое становится независимой компанией Linde Hydraulics, в которой германской фирме принадлежит миноритарный пакет. По условиям соглашения производственные мощности новой компании предполагается расширить.

КНР является ведущим продуцентом вилочных погрузчиков, на долю которого приходится более половины мирового выпуска указанной техники. Китайские вилочные погрузчики выпускаются с дизельными, газовыми, бензиновыми, газобензиновыми, электрическими двигателями и оснащаются основными узлами лучших мировых марок. Грузоподъемность вилочных погрузчиков из КНР варьируется в диапазоне от 1 до 16 т.

Одним из основных поставщиков вилочных погрузчиков в стране является компания LiuGong. Первоначально компания приобретала лицензии на выпуск японских вилочных погрузчиков, а в течение двух десятилетий расширяет масштабы сотрудничества с европейскими фирмами. В сентябре 2012 г. LiuGong заключила соглашение с германской фирмой ZF о создании второго СП (ZF Liuzhou Axle) по выпуску осей для колесных погрузчиков, соответствующих требованиям китайского рынка (первое СП с числом занятых 300 существует в КНР с 1995 г.). В результате тесного сотрудничества с октября 2011 г. инженерам обеих фирм удалось разработать оси модульной конструкции, в которых могут использоваться как тормоза сухого типа, так и многодисковые тормоза мокрого типа.

Модульная конструкция осей обеспечивает значительное снижение производственных затрат, а также способствует повышению надежности продукции. В 2014 г. СП изготовит 3,3 тыс. осей, а в 2018 г. их выпуск превысит 30 тыс. ед. Персонал предприятия первоначально составит 190 человек, его продукция предназначается для удовлетворения потребностей LiuGong и других китайских поставщиков строительного оборудования, а также для экспортных поставок. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version