Из-за глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. мировой рынок грузовиков обрушился более чем на 50%. Практически все мировые продуценты грузовых автомобилей (Renault Trucks, Mack, Scania AB, Volvo Trucks и др.) испытали падение, выразившееся в процентном измерении двузначными цифрами. Спад сбыта коммерческих автомобилей отмечался на рынках как Северной Америки, так и Восточной Европы.
Как заявил эксперт Just Auto Д. Лиггетт, “грузовики являются элементами основного капитала и инвестиционными товарами, а эта категория страдает первой, когда компания-оператор решает прекратить обновление парка”.
Однако в последнее время рынок грузовых машин показывает активный рост. К примеру, продажи грузовых автомобилей Daimler Trucks в 2011 г. выросли на 20% (до 425,8 тыс. шт.), вместе с этим на столько же процентов увеличилась и выручка, которая достигла 29 млрд. евро. На российском рынке продажи грузовиков в минувшем году увеличились на 58,7% (331,9 тыс. шт.). При этом большинство экспертов прогнозируют дальнейший рост мирового рынка грузовых автомобилей, так как о полном его насыщении говорить пока рано. В частности, Daimler Trucks планирует увеличить продажи в 2013 г. до более 500 тыс. шт.
В 2011 г. мировое производство коммерческих автомобилей (включая грузовые и специальные, легкие коммерческие и автобусы) составило 20160,9 тыс. шт., в том числе:
Тыс. шт. | |
Всего | 20160,9 |
КНР | 3933,5 |
США | 2966,1 |
Япония | 1240,1 |
Канада | 1144,4 |
Мексика | 1023,0 |
Таиланд | 919,8 |
Индия | 888,2 |
Бразилия | 871,6 |
Турция | 549,4 |
Испания | 534,2 |
Германия | 439,4 |
Республика Корея | 435,5 |
Франция | 363,9 |
Италия | 304,7 |
Индонезия | 276,1 |
Аргентина | 251,5 |
Россия | 249,9 |
Иран | 235,2 |
ЮАР | 220,3 |
Великобритания | 120,2 |
Польша | 113,0 |
Тайвань | 54,8 |
Португалия | 50,5 |
Малайзия | 45,2 |
Австралия | 34,7 |
Нидерланды | 32,4 |
Египет | 28,7 |
Румыния | 25,0 |
Австрия | 22,2 |
Узбекистан | 20,9 |
Чехия | 7,9 |
Украина | 7,1 |
Словения | 5,2 |
Венгрия | 2,3 |
Сербия | 0,7 |
Источник: OICA (International Organization of Motor Vehicle Manufacturers).
Крупнейшими странами-продуцентами данной продукции в 2011 г. стали США (здесь и далее – млн. шт.) – 5,69, КНР – 3,93, Япония – 1,24, Канада – 1,14, Мексика – 1,02, Таиланд – 0,92, Индия – 0,89, Бразилия – 0,87, Турция – 0,55, Испания – 0,53, Германия – 0,44, Республика Корея – 0,44 и Франция – 0,36.
После весьма существенного падения производства коммерческих автомобилей (грузовых, специальных и автобусов) в 2008-2009 гг. (до 6 млн. шт., или 30% показателя 2007 г.) в 2010 г. оживление спроса привело к восстановлению производства до уровня выше 19 млн. шт., который удерживался в тех же пределах и в 2011 г.
Наибольший рост продемонстрировала КНР, производство в которой выросло на 2,6 млн. автомобилей, что привело к значительному вытеснению США на данном сегменте мирового рынка (-1,7 млн. шт.).
Существенным в 2011 г. также был рост производства коммерческих автомобилей в Бразилии, Таиланде, Индии и Иране. Вместе с тем заметно сократился объем их производства в традиционных странах-изготовителях – Японии, Испании, Франции, Германии и Италии. Эти изменения были вызваны, прежде всего, переносом производственных площадок из Европы на территорию развивающихся стран. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)