По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в 2012 г. продажи новых легковых автомобилей всех типов в Беларуси выросли на 27% до 20,65 тыс. ед.
В связи с изменением формы взимания НДС в этой республике и унификацией цен с дилерскими сетями стран Таможенного союза на автомобильном рынке Беларуси произошли структурные изменения, в результате которых продажи российских брэндов приросли на 138%, остальных брэндов – лишь на 6%.
Согласно данным БАА, реализация легковых автомобилей в 2012 г. достигла 16 тыс. шт. (+19%). Тройка лидеров в этом сегменте автомобильного рынка осталась прежней: Lada, Volkswagen и Renault. Абсолютным лидером в этом сегменте стал российский АвтоВАЗ, который показал рост реализации на 112%.
Продажи коммерческих автомобилей в 2012 г. в Беларуси увеличились на 64% до 4,66 тыс. шт.
Дальнейшее развитие авторынка будет зависеть от условий финансового сервиса. Падение ставки рефинансирования до запланированных правительством 20-21% может стать основным катализатором роста продаж новых автомобилей.
Следует отметить, что относительно устойчивыми прогнозируются продажи тех брэндов, у которых есть сборочные производства в России. По мнению белорусских экспертов, эти автомобили будут пользоваться более высоким спросом в силу отсутствия таможенной “очистки” и более привлекательных цен.
Значительные ожидания возлагаются на продукцию белорусско-китайских СП, которые активно приступают к сборке автомобилей в 2013 г. В пользу данных автомобилей говорит цена, а также вполне возможный протекторат на уровне правительства.
Еще один позитивный фактор роста – развитие программ Trade-In. Крупные игроки автомобильного рынка делают большую ставку на этот инструмент продаж. Два дилера Volkswagen используют заводскую программу Das Welt Auto, в рамках которой подержанные автомобили по системе Trade-In продаются с гарантией. Предполагается, что в 2013 г. заводские программы Trade-In могут быть освоены и другими марками в Беларуси. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)