В 2012 г. в КНР было продано более 255,0 тыс. автобусов (прирост составил 5,35%), при этом около 219,9 тыс. машин были длиной более 5 м (+5,17%).
Наиболее быстро растущим сегментом стали школьные автобусы. 31 из 50 продуцентов автобусов производили такие машины, реализовав их в 2012 г. до 25,7 тыс. ед. Компании Yutong, Changan и Zhongtong Bus заняли первые три места по продажам школьных автобусов. Их совокупная рыночная доля превышает 50%, а сбыт каждой превышает 2 тыс. шт. Активно расширяют производство школьных автобусов компании Golden Dragon, AnKai, Hengtong, FAW и др.
Например, компания Yutong реализовала в КНР в 2009г. около 100 школьных автобусов, в 2010 г. – более 1 тыс. шт., а в 2011 г. – 3 тыс., а также экспортировала в указанном году в Саудовскую Аравию 3 тыс. школьных автобусов, что явилось позитивным сигналом для развития отрасли и рынка таких машин в КНР.
В то же время отмечается, что выпускаемые в КНР школьные автобусы не отвечают в полной мере возросшим требованиям потребителей, особенно в крупных городах, таких как Тяньцзинь, Пекин и др.
Согласно прогнозам, в 2013 г. продажи школьных автобусов в КНР вырастут на 40%. В настоящее время парк школьных автобусов в стране составляет 500-600 тыс. ед., из них 70-80 тыс. машин должны заменяться ежегодно. В перспективе на ближайшие 10 лет спрос на школьные автобусы будет активно возрастать. Согласно статистике, в КНР насчитывается 233 млн. учащихся начальных и средних школ, из которых в автобусных перевозках нуждаются 90 млн. Предполагается, что парк школьных автобусов превысит 1 млн. ед., в том числе должны будут обновляться ежегодно 100-150 тыс. таких машин.
Отмечается зрелость китайского рынка автобусов, работающих на сжатом природном газе. В 2012 г. таких моделей было продано более 33,5 тыс. шт. (прирост – 77,98%). На долю автобусов, работающих на природном газе, пришлось 13,15% совокупного рынка автобусов (7,78% в 2011 г.).
Крупнейшими продуцентами таких моделей являются шесть компаний, причем каждая из них продала в прошлом году более 2 тыс. машин, работающих на природном газе, в том числе:
I | II | III |
Yutong | 6313 | 18,83 |
Zhongtong | 3025 | 9,02 |
Chengdu | 2920 | 8,71 |
Higer | 2782 | 8,30 |
Hengtong | 2628 | 7,84 |
Примечание. I – компания; II – сбыт в 2012 г. (шт.); III – доля на рынке автобусов, работающих на природном газе. Источник: chinabuses.org.
В 2010 г. численность населения КНР превышала 1,3 млрд. человек, причем в стране высокими темпами идет процесс урбанизации, растет доля городского населения. В этой связи существует острая потребность в развитии общественного, т. е. прежде всего автобусного транспорта. КНР занимает лидирующие мировые позиции по выпуску автобусов, а компания Yutong значительно опережает по этому показателю всех конкурентов.
Большое внимание Yutong уделяет качеству выпускаемой продукции, а ее основное конкурентное преимущество заключается в более низких ценах. Завод компании (Чжэньчжоу, пров. Хэнань) функционирует примерно 30 лет, Yutong – единственная китайская компания, которой не просто удалось наладить экспорт машин, но и активно вести продажи автобусов Yutong” более чем в 30 странах, включая и такие “автомобильные” регионы, как США.
Благодаря сбалансированности новейших дизайнерских и конструкторских решений с применением во всех важнейших узлах комплектующих деталей от лучших мировых производителей компании удалось добиться того, что на рынке предлагаются ультрасовременные машины, при этом цены на ее автобусы являются вполне доступными; этого удалось добиться за счет жесточайшего контроля качества, технологичности производства, внедрения инноваций и пристального внимания к проблемам безопасности и комфорта.
Кузов автобуса изготовляется из стальных труб прямоугольного сечения и обшивается цельнотянутыми, оцинкованными стальными листами. Люки багажных и служебных отсеков сделаны из алюминия, крыша – из оцинкованной стали. После сборки кузов фосфатируется путем полного погружения в ванну со специальным раствором, затем грунтуется и окрашивается акриловыми красками. Нижняя часть кузова покрывается антигравийным составом.
Дизайн и комплектацию основных технических узлов машины для автобусов “Jutong” разработали специалисты компании MAN, ведущего производителя коммерческой автотехники в Европе. Автобусы оснащаются дизельными двигателями фирмы Cummins, изготовляемыми в Великобритании или КНР. Автономные подогреватели-обогреватели Webasto, так же как узлы сцепления и амортизаторы Sachs, поставляются из Германии, АКПП Allison – из США. Основные элементы тормозной системы Wabco закупаются в Германии, а вспомогательные – выпускаются на ее дочернем заводе в КНР. Кондиционеры китайской компании Kelin оснащаются компрессорами Bitzer (Германия), электровихревой ретардер Telma производится во Франции концерном Valeo.
Номенклатура продукции Jutong включает различные автобусы, в том числе городские, междугородные и туристические, реальный расход топлива у которых в зависимости от цикла движения и условий эксплуатации составляет от 15 до 28 л. Одной из новинок компании является Yutong ZK6121HQ для междугородных перевозок, рассчитанный на 66 пассажиров (емкость вместительного багажного отсека составляет 5,3 куб. м). Даже в базовом варианте автобус имеет такие опции, как гидро-усилитель руля, антиблокировочная система, антипробуксовочная система asr, а также ретардер, круиз-контроль, система предпускового подогрева Webasto и т. д.
Компания Xiamen Golden Dragon является одним из ведущих продуцентов автобусов в КНР; основное внимание уделяется разработке, производству и реализации всех видов маршрутных городских, пригородных и туристических автобусов под торговой маркой Golden Dragon длиной от 5 до 12 м, рассчитанных на перевозку от 9 до 55 пассажиров. Компания располагает предприятием площадью 300 тыс. кв. м, а площадь производственных помещений составляет 150 тыс. кв. м; численность персонала – примерно 1600 человек, из них 30% приходится на инженерно-технических специалистов.
Основные задачи компании Golden Dragon заключаются в обеспечении высокого качества продукции, непрерывной разработке новых, наиболее передовых технологий, совершенствовании управления производственными процессами и работы предприятия в целом. В 1997 г. ISO подтвердила соответствие качества предприятия стандартам ISO 9002, а в 2002 г. – и стандартам ISO 9001. В результате компания Golden Dragon смогла добиться больших результатов в области реализации продукции на рынке туристических автобусов как внутри страны, так и за рубежом. Огромное внимание уделяется работе по экспорту продукции в другие страны, в том числе и в Россию.
Компания Anhui Jianghuai Automotive Group входит в десятку крупнейших и сотню наиболее прибыльных предприятий КНР, массовый выпуск продукции на ее предприятии начался в 2002 г. Площадь предприятия – 80 тыс. кв. м, численность персонала – примерно 10 тыс., в том числе 4 тыс. приходится на инженерно-технический и управленческий персонал.
Производственная программа Anhui Jianghuai Automotive Group включает малотоннажные грузовые автомобили и самосвалы марки JAC, изготовляемые по технологии и на оборудовании ведущей японской компании Isuzu Motors, узлы трансмиссии для поставки на другие автозаводы, специальные шасси для автобусов малого и среднего класса, а также лонжеронные рамы грузовых автомобилей, в том числе для поставки в Японию на Isuzu Motors. Кроме того, совместно с Hyundai Motors осуществляется совместный выпуск всей гаммы коммерческих грузовых автомобилей южнокорейской фирмы от мини-вэнов до больших туристических автобусов и многоосных магистральных седельных тягачей для автопоездов.
Основное внимание Anhui Jianghuai Automotive Group уделяет обеспечению высокого качества продукции. Перед пуском в серийное производство каждая новая модель проходит двухлетние ресурсные и технические испытания в одном из национальных испытательных центров КНР. Все без исключения автомобили, сходящие с конвейера, обязательно проходят 100-километровый тест-пробег, после чего производится полный контроль всех узлов и агрегатов. Если же автотехника поставляется на экспорт, она в обязательном порядке дополнительно принимается государственной межведомственной комиссией КНР.
В текущем десятилетии китайские компании проявляют большой интерес к поставкам автобусной техники в Индию. По численности населения эта страна занимает второе место в мире после КНР, а интенсивная миграция сельских жителей в города ведет к острой потребности в развитии общественного транспорта, в том числе автобусного. Автобусный рынок страны занимает второе место в мире – его емкость составляет более 25 тыс. машин в год.
Наиболее перспективными китайскими поставщиками автобусов в Индию считаются компании Shenlong Bus и Sunwin Bus. К их продукции проявляют особый интерес представители властей таких крупных городов, как Нью-Дели и Мумбаи. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)