Сужение внешних рынков повлияло на рост запасов продукции белорусского автопрома. Об этом сообщил заместитель министра экономики Александр Ярошенко.
Александр Ярошенко констатировал, что в целом складские запасы в промышленности Беларуси в настоящее время возросли и составили более Br32 трлн. “Ситуация тревожит, это связано в том числе с тем, что Россия вступила в ВТО, открыла границы и конкурентная борьба ужесточилась”, – отметил он.
Кроме того, влияние на рост запасов продукции машиностроения оказал и тот факт, что с 1 января Россия ввела регламент на выпуск автотехники экологического стандарта Евро-4. “Это внесло определенные проблемы и для МАЗа, и для КАМАЗа, – заметил замминистра. – Существует также проблема сужения внешних рынков, российских и не только”. При этом некоторые белорусские производители, например ОАО “БелАЗ”, теряют в количестве, но не уходят из занятых ниш, а расширяют их, удельный вес их продукции увеличивается на некоторых рынках по сравнению с другими конкурентами.
Таким образом, существуют объективные факторы на внешних рынках, которые повлияли на рост запасов готовой продукции в промышленности Беларуси.
Александр Ярошенко напомнил, что конкурентоспособность белорусской продукции имеет две составляющие: цена и качество. “Если в период девальвации национальной валюты мы сумели физически нарастить объем поставляемой продукции в Россию и другие страны, имели возможность конкурировать по ценовому фактору, то сейчас эффект девальвации уже практически закончился, преимущество по цене мы уже не ощущаем в полной мере”, – констатировал замминистра. Сейчас все более актуальным является вопрос качества продукции. “Продукция должна быть прежде всего конкурентна по качеству”, – подчеркнул он.
Анализируя ситуацию с запасами готовой продукции, заместитель министра считает, что она не катастрофическая. При этом складские запасы все же превышают установленные нормативы на 17%. “Для нас это звонок, это заставляет задуматься о том, чтобы открывать новые рынки, снижать издержки производства, снижать общие материальные затраты, материалоемкость продукции, особенно энергетическую составляющую”, – сказал Александр Ярошенко. (БЕЛТА/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)