Машиностроение Украины и мира

Россия: Группа «КАМАЗ» сохраняет лидирующие позиции на рынке РФ

Благодаря реализации комплексной Программы повышения эффективности бизнеса Группе “КАМАЗ” удалось добиться значительного улучшения финансово-экономических показателей в 2012 г.

В 2012 г. продажи КАМАЗа на российском рынке в целом сохранились на уровне 2011 г. При этом итоги года демонстрируют примерно равные темпы прироста продаж как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

Рост рынка грузовой техники РФ носил восстановительный характер. Хотя емкость российского рынка выросла на 16,5% и составила 116,4 тыс. а/м, общий объем продаж тяжелых грузовиков так и не достиг докризисного уровня.

В условиях ужесточения конкуренции на европейском и азиатском рынках, вступления в ВТО закономерным выглядит некоторое снижение доли КАМАЗа на российском рынке грузовых автомобилей. Его доля по итогам 2012 г. составила 33%, что меньше чем в 2011 г., когда КАМАЗУ принадлежало 38% рынка РФ, однако, значительно выше докризисного уровня, когда доля КАМАЗа была всего 28%.

По результатам 2012 г. выручка от реализации выросла на 10218 млн. руб. или 9,6%, с 106830 млн. руб. в 2011 г. до 117 048 млн. руб. в 2012 г. В основном рост связан с ростом выручки от продаж автомобилей, прицепной техники и продажи конструкторских услуг.

72% выручки за 2012 г. было сформировано за счет продаж грузовых автомобилей, 12% – продажи запасных частей, 7% – реализация автобусов, прицепной техники и автобетоносмесителей, 9% – прочие виды деятельности. Таким образом, структура выручки существенно не изменилась по сравнению с прошлым годом.

Более значительный рост выручки (+9%) по сравнению с ростом себестоимости (+6%) позволил Группе “КАМАЗ” увеличить валовую рентабельность до 16,5% в 2012 г. по сравнению с 14% в 2011 г. Такая ситуация достигалась за счет работы с поставщиками материалов и комплектующих по снижению затрат, реализацией проектов по энергоэффективности и ужесточением контроля за накладными расходами.

В 4-м квартале 2011 г. КАМАЗ начал внедрять комплексную Программу повышения эффективности бизнеса, разработанную с использованием опыта реализации аналогичных программ стратегического партнера и акционера Daimler AG. Программа была рассчитана на 2 года. Первые результаты реализации программы отразились на улучшении ситуации уже по результатам второго полугодия 2011 г., когда впервые после кризиса предприятие вновь вышло на уровень безубыточности, и получили развитие в 2012 г.

В результате реализации программы в 2012 г. удалось добиться эффекта от снижения расходов в 5241 млн. руб. и группа получила операционную прибыль в 8019 млн. руб. против 3689 млн. руб. в 2011 г., рентабельность по операционной прибыли составила 6,9% (2011 г.: 3,5%). Были сокращены управленческие расходы: их доля от выручки в 2012 г. составила 4,9% (5,8%).

В дополнение нельзя не отметить существенное улучшение результатов деятельности зависимых обществ и совместных предприятий, совокупная выручка которых в 2012 г. составила 43397 млн. руб., а чистая прибыль – 1099 млн. руб. Доля Группы “КАМАЗ” в чистой прибыли этих зависимых компаний и совместных предприятий, отраженная в консолидированном отчете о прибылях и убытках в 2012 г., составила 526 млн. руб. (2011 г.: 57 млн. руб.). Практически все совместные предприятия после 2-3 лет становления вышли на объемы производства, позволяющие получать прибыль и продолжать инвестирование в локализацию производства за счет собственных средств.

Чистая прибыль группы выросла с 1778 до 5740 млн. руб., что составляет 4,9% от выручки (2011 г.: 1,7%). Помимо факторов, перечисленных выше, на увеличение размера чистой прибыли в 2012 г. оказали влияние сокращение финансовых расходов, рост процентных доходов и отражение прибыли от переоценки валютных обязательств компании.

По сравнению с уровнем на начало 2012 г. долговая нагрузка Группы “КАМАЗ” снизилась на 6503 млн. руб., уровень финансового долга составил 16521 млн. руб. (31.12.2011 г. – 23024 млн. руб.), а соотношение чистого долга к EBITDA снизилось до уровня 1,1 раз. Немаловажную роль в снижении долговой нагрузки сыграла программа централизации управления ликвидностью в группе компаний.

Снижение уровня финансового долга вызвано погашением по сроку кредитов в основном в следующих банках: Сбербанк – 5138 млн. руб., “Ак Барс банк” – 1436 млн. руб., ВТБ – 1200 млн. руб. Изменилась структура долга: в составе задолженности на конец периода превалируют долгосрочные кредиты и облигационные займы, привлеченные на компанией на финансирование инвестиционных проектов.

Инвестиции в НИОКР и модернизацию основных фондов составили в 2012 г. 3525 млн. руб. или 3% от выручки (2011г.: 3712 млн. руб., 3,5% от выручки).

В 2012 г. в общем объеме капитальных вложений наибольший удельный вес составили инвестиции в приобретение основных средств – 74% (в 2011 г. – 73,5%). Инвестиции в опытно-конструкторские разработки и приобретение нематериальных активов – 25,2% (в 2011 г.- 23,5%) и прочие инвестиции – 0,8% (3%).

Основные инвестиционные затраты были направлены на финансирование проектов по разработке и постановке на производство нового семейства автомобилей “КАМАЗ”, нового семейства кабин, двигателей Евро-4, -5 и другие проекты в рамках стратегии развития группы компаний. (Портал машиностроения/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version