Машиностроение Украины и мира

Украина: предприятия металлургического машиностроения инвестируют в производство и ищут новые рынки сбыта продукции

Несмотря на кризис, флагманы металлургического машиностроения Украины инвестируют в производственное развитие и выходят на новые рынки. Россия хочет ввести пошлины на импорт такой продукции, но в конечном счете это может даже укрепить бизнес профильных отечественных предприятий.

В феврале президент и владелец Новокраматорского машиностроительного завода Георгий Скударь объявил, что в 2013 г. в развитие производства на предприятии планируется инвестировать 426,5 млн. грн. Это почти на 52% больше, чем годом ранее. Тем самым компания продолжит наращивать капиталовложения: в 2012 г. они составили 281,19 млн. грн., что на 18,2% больше предшествующего годового показателя. По информации завода, это позволило значительно сократить затраты на выплавку жидкой стали и снизить себестоимость готовой продукции, а также пустить новое оборудование и совершенствовать технологические процессы. Введен в действие портальный фрезерно-токарно-зуборезный станок Waldrich Coburg (Германия). Пока что это – единственный в СНГ портальный станок, на котором можно изготавливать крупные зубчатые венцы с максимальным диаметром до 16 м и модулем до 70 мм.

Кроме того, кузнечно-прессовый цех №2 оснащен автоматизированным ковочным комплексом АКК-3000/30 т. Ведется строительство и модернизация нагревательных и термических печей с новыми энерготехнологичными характеристиками. Совершенствование техпроцессов в сталелитейном цехе №1 заметно уменьшило себестоимость жидкой стали (создан высокопроизводительный участок по подготовке шихтовых материалов, участок разрушения футеровки шиберных ковшей с установкой кантователя и применением разрушительной машины). Для повышения качества литейных технологий продолжается создание и внедрение системы удаления и регенерации отработанных смесей ХТС (фуран-процесс) производительностью 15 т/ч.

Подобные амбициозные планы есть не только у НКМЗ, но и у других ведущих производителей металлургического оборудования Украины. ПАО “Азовобщемаш”, головное предприятие группы “Азовмаш”, в 2012 г. инвестировало в приобретение и модернизацию оборудования до 100 млн. грн.

Неудивительно, что в минувшем году на фоне общего спада в машиностроении (минус 6%) отечественный металлургмаш, единственный из всех подотраслей машпрома, нарастил производственные показатели на 2%. И это притом, что профильные производители почти не предлагают рынку ничего нового (впрочем, прорабатывая крупномасштабные агрегаты под каждого конкретного заказчика).

Эксперты связывают улучшение отраслевых показателей с по-прежнему активным спросом со стороны России, на которую ориентировано примерно 60% сбыта украинского металлургического оборудования. В 2012 г. наша страна экспортировала прокатного оборудования и валков без малого на $100 млн., из которых около $60 млн. пришлось на РФ, и только $30 млн. – на дальнее зарубежье. Общая же сумма национального экспорта в сегменте металлургмаша оценивается в $350-400 млн., и пропорции здесь примерно такие же.

Значение российского рынка для подотрасли можно проиллюстрировать следующими примерами. НКМЗ в последние годы получило от “федералов” два крупнейших контракта за всю свою историю. С 2007 г. завод за $393 млн. проводил реконструкцию стана 2500 на Магнитогорском меткомбинате, а в позапрошлом году заключил договор на $350 млн. на поставку оборудования для нового листопрокатного цеха Ашинского МЗ. В свою очередь, “Азовмаш” уже несколько лет поставляет Новолипецкому МК машины для подачи кислорода, а недавно реализовал “Северстали” конвертер емкостью 350 т.

Однако эта идиллия вскоре может быть нарушена. Министерство промышленности и торговли России заявило о намерении ввести импортные пошлины на оборудование для рудного и металлургического производства, выпускаемое не в РФ. Как стало известно, ставки сбора могут составить 5-15%. Согласованные предложения будут направлены в Минэкономразвития и Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). По словам директора департамента ЕЭК по защитным мерам во внешней торговле Владимира Ильичева, Россия имеет право на повышенные пошлины, несмотря на членство в ВТО. Только размер ставок ограничен уровнем, согласованным в рамках присоединения к организации. Кроме того, подтверждают аналитики, ЕЭК без нарушения обязательств Москвы перед ВТО вправе вводить и другие защитные меры, например, квоты на импорт.

При этом главная российская металлургическая ассоциация НП “Русская сталь” как потребитель не особо приветствует подобные лоббистские усилия соотечественников-машиностроителей. Представители ассоциации уже заявили, что настаивают как минимум на неприменении повышенных пошлин к уже заключенным контрактам. Кто же педалирует вопрос? В “Русской стали” намекнули на федеральный концерн “Объединенные машиностроительные заводы” (ОМЗ), который выступил с соответствующей заградительной инициативой еще осенью 2012 г. Этот концерн, среди прочего, включает дивизион горного оборудования.

Но ОМЗ не является ключевым конкурентом для металлургмаша Украины, уточняет замгендиректора НКМЗ по производству Виктор Кузенков. Основную конкуренцию составляют Электростальский (Подмосковье) и Иркутский заводы тяжелого машиностроения, Южно-Уральский машзавод (Орск) и “Уралмаш” (Екатеринбург). Специалисты допускают, что именно такие киты больше всего заинтересованы в прикрытии рынка России от профильного импорта.

Учитывая это, отечественные машиностроители пытаются ослабить зависимость от рынка РФ. Кроме северного соседа, определенные виды украинского металлургического оснащения продаются в Европе, особенно в Германии, а также в ведущих развивающихся странах (Индия, Китай). Например, после введения Москвой 26% пошлины на импорт прокатных валков машкомпании переориентировали экспорт на индийский рынок. Недавно в ПАО “Азовмаш” сообщили о выигранном тендере на изготовление 300-тонного конвертера для Бокарского МК и о переговорах с рядом других метпредприятий этой страны. Задача упрощается тем, что в советское время мариупольский завод активно строил металлургические агрегаты для Индии. На производствах в Бхилаи, Бокаро, Вишакхапатнаме, Роуркеле 5 сталелитейных цехов оснащены конвертерным оборудованием из Украины. В целом это 15 агрегатов емкостью 100, 130, 150 и 300 тонн. За 50 лет работы в сегменте “Азовмаш” произвел 240 конвертеров для 19 стран.

Источник в этом концерне отмечает, что компания постоянно работает над диверсификацией продаж. По странам и регионам главные акценты рыночного продвижения следующие. Во-первых, это – Азия: Индия (конвертеры), Иран (засыпные устройства доменные клапаны горячего дутья, конвертеры, редукторы, мостовые краны литейных цехов) и Турция (доменные, конвертерные агрегаты). Во-вторых, это – Центральная и Восточная Европа, в частности, Венгрия, Словакия и страны бывшей Югославии (засыпные устройства и конвертеры). В-третьих, это – Северная и Центральная Африка, особенно Алжир.

А вот внутренний спрос остается слабым, к тому же он традиционно во многом ориентирован на импорт. В 2012г. одного только сталелитейного оборудования в страну завезено приблизительно на $80 млн., и преимущественно это поставки из Европы. В нише же прокатного оборудования импорт составил до $25 млн. “С одной стороны, это немного. Но это происходит в условиях слабого спроса и показывает, что металлурги Украины по-прежнему склонны к зарубежной технике. Скажем, прокатные валки в прошлом году завозились даже из КНДР. Впрочем, западные металлургические агрегаты действительно качественные, и трудно удивляться их присутствию на рынке”, – комментирует экономист Виталий Кулик. Активно используется оборудование Danieli, Siemens VAI, SMS Demag. В то же время российские производители почти не представлены.

На таком фоне продвижение отечественного металлургмаша на новые рынки становится особенно важным. В. Кузенков допускает, что при благоприятной конъюнктуре и умелом маркетинге в 2013 г. подотрасль может нарастить производственные показатели еще на 3-4%, а в 2014 г. развить успех на 7-9% ввиду восстановления глобальной экономики и металлорынков. И достижение этого за счет нероссийских направлений, полагают эксперты, явно диверсифицирует риски машиностроителей и укрепит их бизнес-позиции. (МинПром/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version