Введение специальных импортных пошлин на автомобили уже положительно сказалось на продажах украинских производителей. В мае Запорожский автозавод (ЗАЗ) впервые за несколько лет вышел в лидеры рынка по этому показателю. Смог укрепить свои позиции и “Еврокар”. В то же время иностранные марки после распродажи складских запасов, завезенных до вступления пошлин в силу, несколько сдали позиции. Впрочем, все это происходит на фоне падения рынка почти на 25%, и говорить об улучшении ситуации в отечественном автопроме пока не приходится.
В мае в Украине было продано 15,1 тыс. легковых автомобилей, что на 24,3% меньше аналогичного показателя прошлого года, а также на 41,4% меньше, чем в апреле, говорится в отчете информационно-аналитической группы Auto-Consulting. По итогам января-мая было продано 83,8 тыс. (-1,6%). Падение коснулось всех автобрэндов.
При этом ЗАЗ, ставший впервые за многие годы лидером рынка, а также Skoda смогли пережить этот месяц с меньшими потерями. Гендиректор Auto-Consulting Олег Омельницкий говорит, что ценовое предложение на украинские автомобили стало более привлекательным после того, как у импортеров закончились запасы машин по старым ценам. Гендиректор дистрибуторской компании “АвтоЗАЗ-сервис” Андрей Залуцкий отмечает, что его компания объявила о скидках практически на весь модельный ряд автомобилей 2012-2013 гг. производства. По его словам, скидки на некоторые машины достигали 7 тыс. грн. Следует отметить, что в конце марта председатель профкома ЗАЗа Николай Палиенко сообщал, что на заводе скопилось порядка 5 тыс. автомобилей, которые не удается продать.
С 13 апреля для автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 л и 1,5-2,2 л пошлина увеличилась на 6,46% и 12,95%. Перед этим участники рынка заполнили склады из расчета трех-четырехмесячного объема продаж, но запасы были раскуплены намного быстрее. “В марте-апреле мы пережили настоящий бум. Мы ожидали, что растянем завезенные объемы до июля-августа. Но практически все автомобили уже раскуплены”, – говорит руководитель отдела продаж легковых автомобилей Volkswagen компании “Порше Украина” Сергей Носенко.
Импортеры уже повышают цены. Коммерческий директор “Hyundai Motor Украина” Геннадий Четверухин отмечает, что его компании пришлось поднять цены на автомобили на 3-7%: “Мы взяли часть затрат на себя, чтобы конечный потребитель не ощутил серьезных изменений”. В “УкравтоВАЗе” (импортер Lada) повысили цены на 12%. “У нас сейчас представлены на рынке модели только с 1,6-литровым двигателем, сдерживать цены мы не можем. Наша компания уже провела переговоры с АвтоВАЗом о снижении отпускной цены, а также поставках некоторых моделей с объемом двигателя 1,4 л, теперь остается ждать их решения”, – говорит гендиректор “УкравтоВАЗа” Игорь Вознюк. “АвтоВАЗ снял в начале года с производства одну из самых доступных в портфеле компании моделей – Lada-2115, а также не поставляет обновленную Lada Kalina, по этой причине сложно удерживать позиции на рынке”, – говорит он. В результате АвтоВАЗ – некогда лидер рынка – опустился в рейтинге крупнейших продавцов автомобилей сразу на три позиции и вообще рискует покинуть первую десятку.
Олег Омельницкий ожидает, что в ближайшие несколько месяцев падение рынка продолжится. По его словам, могут показывать рост только продажи украинских автомобилей. “Благосостояние населения не улучшилось, и каких-либо факторов, способных повлиять на ситуацию, не предвидится”, – говорит Игорь Вознюк. (Укррудпром/Машиностроение Украины, СНГ, мира)