Нынешний год для автопрома Европы станет самым тяжелым за последние 30 лет. Загруженность мощностей в странах на юге континента (Франция, Италия, Португалия, Испания) упадет до 58,1%, а в целом по региону до 70,5%, считают аналитики Center Automotive Research (CAR) в Университете Дуйсбурга-Эссена. Как заявил глава CAR профессор Фердинанд Дуденхеффер, даже по окончании кризиса Европа не сможет выйти на прежние рекордные объемы производства автомобилей.
В качестве важной причины такой безрадостной картины аналитики CAR называют нынешнюю катастрофическую ситуацию на рынке труда. В апреле безработица в целом по еврозоне достигла рекордного за последние 36 лет уровня в 12%, а среди молодежи – 24,4%. Тяжелее всего ситуация в такой автомобильной стране, как Испания (26,8%). Конкурентоспособность Франции и Италии по-прежнему слаба, и в ближайшие пару лет серьезного роста экономики там не предвидится. “Таким образом, шансы на быстрое выздоровление автомобильного рынка юга Европы равны нулю. Безработные – плохие покупатели”, – констатирует Дуденхеффер.
Эксперты CAR прогнозируют, что в 2013 г. легковых автомобилей во Франции, Италии, Испании, Португалии и Греции будет продано всего лишь 3,75 млн., что на 9,6% меньше результата и без того слабого 2012 г. (4,15 млн.). В целом же в Европе (с учетом не входящих в ЕС стран) в этом году будет реализовано 11,89 млн. легковых автомобилей, что означает снижение продаж по сравнению с 2012 г. (12,52 млн.) на 5%. По мнению руководителя CAR, текущий год станет для западноевропейского автопрома самым плохим за последние 30 лет.
Если же оценивать загруженность производственных мощностей автозаводов, то для легкового автопрома южноевропейских стран нынешний год окажется самым неудачным за все послевоенное время. Во Франции, Италии, Португалии и Испании этот показатель упадет в среднем с 62,4% до 58,1%. Хуже всего прогноз CAR звучит для Италии (49%) и Франции (51%). Впрочем, снижение загруженности автопроизводства ожидается по всей Европе, кроме Испании и Австрии. В Испании выпуск моделей Audi cерии Q поддержит заводы Seat, а в Австрии компания Magna удержится на плаву за счет заказов на выпуск Mini Cooper Countryman и Paceman.
Начало 2013 г. подтвердило, что европейский автопром переживает крайне тяжелые времена. За четыре месяца здесь было выпущено на 270 тыс. легковых авто меньше, чем за тот же период прошлого года (падение 7%). Если же выделить проблемные страны юга континента в отдельную группу, то для них этот показатель равняется почти 11%. Дуденхеффер считает, что стабилизация западноевропейского авторынка может наступить не ранее нынешней осени, а это значит, что загруженность автозаводов региона понизится в среднем до 70,5%. Это даже хуже показателя кризисного 2009 г.
Впрочем, аналитики CAR констатируют, что снижение объемов выпуска легковых автомобилей в Европе последовательно продолжается, начиная с пикового 2001 г. (15,326 млн.). По сравнению с этим показателем регион потеряет в текущем году 4,3 млн. авто. Вывод профессора Дуденхеффера в связи с этим неутешителен: “По всей вероятности, Европа уже никогда не сможет выйти на прежний уровень производства, и верхним пределом для нее станет планка в 12 млн. легковых авто в год. Это – цена долгового кризиса в Евросоюзе: часть европейского автопрома будет безвозвратно потеряна”. (РБК daily/Машиностроение Украины, СНГ, мира)