Машиностроение Украины и мира

ПРОГНОЗ: на российском рынке грузовых вагонов в 2013 году ожидается падение спроса

Как прогнозирует российский Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ), при отсутствии государственной поддержки на рынке грузовых вагонов в РФ в 2013 г. ожидается существенное (в 2-2,5 раза) падение спроса – до 30-40 тыс. ед.

В 2012 г. российскими железнодорожными и транспортными компаниями было приобретено свыше 90 тыс. грузовых вагонов, при этом около 32 тыс. ед. было выведено из эксплуатации по различным причинам, в том числе в связи с истечением срока эксплуатации.

В условиях избыточного парка (по оценкам ОАО “РЖД”, излишек составляет 200-250 тыс. грузовых вагонов) спрос на новый подвижной состав стал сокращаться. Как полагают эксперты ИПЕМ, в большей степени падение закупок затронет парк универсальных вагонов. В условиях снижения спроса на универсальные вагоны акцент частично смещается в сторону специализированного подвижного состава. В частности, положительная тенденция отмечается в сегменте цистерн для перевозки химических грузов, вагонов-хопперов, а также платформ и крытых вагонов. По прогнозу ИПЕМ, на рынке цистерн для перевозки сжиженного нефтяного газа в 2013-2020 гг. ожидается рост спроса с 5,3 до 7 тыс. ед. Оживление покупательской активности также прогнозируется в сегментах вагонов-хопперов для перевозки цемента и зерна.

По оценкам экспертов, в связи с сокращением спроса цены на новые полувагоны снизились в среднем на 20-25%. Операторские компании, которые приобретали полувагоны в 2012 г., в качестве ориентировочной цены называют 2,05-2,25 млн. руб. (без НДС). В ОАО “Первая грузовая компания” отмечают, что на рынке уже появились предложения со стоимостью 1,6 млн. руб. за полувагон, тогда как еще год назад аналогичные модели старого образца стоили 2,2-2,3 млн. руб.

Снижение спроса на полувагоны обусловлено не только насыщением данного сегмента, но и двукратным падением стоимости предоставления вагонов под перевозку. При ставке аренды в 800 руб./cут. вагоны, приобретаемые за 1,9 млн. руб. (без НДС) и выше, перестают приносить необходимый доход. Вероятно, в I полугодии участники рынка займут выжидательную позицию. В момент, когда цена стабилизируется, ожидается восстановление спроса на полувагоны.

ОАО “Федеральная грузовая компания” (ФГК) намерено вдвое сократить закупки вагонов и полностью отказаться от приобретения полувагонов. Ранее ФГК планировала купить 16 тыс. ед., из них более 9 тыс. полувагонов. Но избыток универсального подвижного состава заставил компанию пересмотреть планы; в результате ФГК собирается купить только 5 тыс. цистерн и 2,7 тыс. крытых вагонов.

В свою очередь, недавно построенный Тихвинский вагоностроительный завод планирует в течение 2013 г. реализовать на рынке 4-5 тыс. вагонов, заявил исполнительный директор ООО “Объединенная вагонная компания” – управляющей организации ЗАО “ТВСЗ” Д. Бовыкин. Суммарная потребность в грузовых вагонах в России на 2013 г., по его оценкам, составит более 50 тыс. ед. В 2012 г., в первый год работы, ТВСЗ произвел более 1,3 тыс. грузовых вагонов нового поколения. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version