Машиностроение Украины и мира

Россия: счетная палата проверила эффективность использования государственных ресурсов на развитие космической деятельности

В соответствии с планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2013 г. проведено контрольное мероприятие “Проверка эффективности использования государственных ресурсов на развитие космической деятельности в Российской Федерации, а также соблюдения имущественных интересов Российской Федерации в процессе создания и функционирования совместных предприятий ракетно-космической отрасли”.

Материалы проверки, предшествующих экспертно-аналитических и контрольных мероприятий свидетельствуют о крайней неэффективности архитектуры государственного управления космической деятельностью. Фактически сложилась система коллективной безответственности за формирование и реализацию государственной политики в данной сфере, следствием которой явился кратный рост расходов, сроков НИОКР и формирования группировок космических аппаратов при крайне низком уровне их эксплуатационно-технических характеристик и растущей аварийности.

До настоящего времени институционально не определен орган ответственный за формирование государственной политики сбалансированность целей и ресурсов, согласованность проектов и программ в сфере освоения космоса.

Несмотря на то, что в соответствии с Положением о Федеральном космическом агентстве оно отвечает за реализацию Федеральной космической программы и осуществляет функции государственного заказчика данные функции фактически были переданы на платной основе в аутсорсинг ФГУП “ЦЭНКИ” и ФГУП “ЦНИИмаш”.

В результате отсутствия целостной системы управления космическими программам, проектами, контрактами и расходами при росте бюджета Федеральной космической программы России на 2006-2015 гг. почти в 2,5 раза ее результативность крайне низкая. Из 15 целевых индикаторов и показателей, установленных на 2010 г. достигнуто только 6 (40%), в 2011 г. – из 15 целевых индикаторов и показателей достигнуто – 10 (66,7%), в 2012 г. – из 15 показателей выполнено 11 (73,3%).

Количество запущенных на околоземную орбиту космических аппаратов в 2010-2012 гг. оказалось существенно ниже необходимого и составило 47,1% от плановых показателей.

Отсутствие проектного управления программой привело к несогласованности сроков изготовления ракет-носителей со сроками разработки и изготовления космических аппаратов, подлежащих запуску. Это, в свою очередь, дало возможность использования изготовленных за счет бюджетных средств ракет-носителей в целях коммерческих запусков зарубежных космических аппаратов.

Несмотря на то что затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии российских спутников в 4 раза превышают зарубежные стандарты отмечается крайне низкий уровень их эксплуатационно-технических характеристик и растущая аварийность.

В результате в России нет национальной системы космических метеонаблюдений, только отдельные спутники, а метеорологическую информацию в нашей стране получают с зарубежных спутников.

Роскосмос, выполняющий функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем фактически не отвечает ни за сроки, ни за выполнение задач этими системами. Поэтому спутники создаются десятилетиями без надежды на их рыночную окупаемость.

С 1992 г., беспрецедентный в мировой практике срок – более двадцати лет – ГКНПЦ им. М. Хруничева разрабатывается группа носителей типа “Ангара”. По существу, средства, вложенные в проект за два десятилетия, многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя.

При этом требования по достижению целей Федеральной космической программы России на 2006-2015 гг. и решения приоритетных задач не сопоставляются с процессом технического переоснащения материально-производственных и опытно-научных баз предприятий ракетно-космической отрасли.

Проводимые за счет бюджетных средств инвестиционные мероприятия определяются узкими коммерческими интересами отдельных организаций, непрозрачным механизмом распределения бюджетных средств, размыванием ответственности за результат инвестиций, что приводит, зачастую, к точечному поддержанию морально и физически устаревших производственных мощностей и не позволяет обеспечить выполнение поставленных перед ракетно-космической отраслью задач.

Роскосмосом недостаточно эффективно осуществлялась организация и координация работ по отдельным коммерческим космическим проектам.

Услуги по коммерческим запускам космических аппаратов в интересах зарубежных заказчиков, которые оказывались совместными предприятиями с долей участия в них российских организаций, предоставлялись без согласования с Роскосмосом, что создавало конкурентную среду, в которой даже относительно недорогие по сравнению с зарубежными аналогами российские средства выведения тяжелого и среднего класса, позволявшие доминировать в начале XXI века на международном рынке пусковых услуг, не позволили ФГУП “ГКНПЦ им. М. Хруничева” и ОАО “РКК “Энергия” избавиться от убыточности деятельности.

Поставки российских двигателей для космических ракет осуществляются через совместное российско-американское предприятие RD Amross, где и оседает значительная часть прибыли, так необходимой для развития космической отрасли.

Роскосмос относится к числу наиболее крупных и наименее дисциплинированных заказчиков, откровенно игнорирующих требования законодательства и лучшие практики в сфере государственных закупок. Материалы проверок Счетной палаты и Минэкономразвития России свидетельствуют о заключении Роскосмосом особо крупных контрактов (на сумму более 1 млрд. руб.) без предусмотренной Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 обязательной процедуры общественного обсуждения, включая заказ на изготовление ракеты-носителя “Протон-М” для незастрахованного и неудавшегося запуска КА системы “ГЛОНАСС”.

В целом результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что сложившаяся архитектура и технологии управления в сфере космической деятельности явно неконкурентоспособны, формируют значительные риски обеспечения целевых эффектов социально-экономического развития и безопасности страны, ведут к крайне расточительному расходованию выделяемых в приоритетном порядке бюджетных средств. (АРМС-ТАСС/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version