Машиностроение Украины и мира

Украина: из-за российского утилизационного сбора уже потеряно $267 млн.

Россия, в ответ на украинские спецпошлины на иномарки, намерена ввести ответные меры на некоторые украинские товары.

Россия направила в ВТО уведомление, в котором заявила, что украинский автомобильный налог ударит по российскому экспорту автомобилей на $328 млн., еще $36 млн. Россия не досчитается в виде налогов. Итого: $364 млн.

А что же Украина? Каковы наши убытки от российского экологического налога? Их почему-то наш Кабмин не озвучил. Начнем с флагмана отечественного автомобилестроения Запорожского автомобилестроительного завода.

Как сообщил заместитель председателя правления Корпорации “УкрАВТО” Олег Папашев, который многие годы возглавлял ЗАЗ, с введением Российской Федерацией утилизационного сбора в августе 2012 г., произошло значительное сокращение общего экспорта автотранспортных средств. Только за один сентябрь, объем экспорта сократился с 4960 шт. до 1269 авто. Далее ситуация значительно ухудшилась. В январе падение достигло критической точки: в РФ было ввезено рекордно мало: 193 автотранспортных средства. В последующие месяцы ситуация немного выровнялась (1097 шт. в марте 2013 г.), но все равно не достигнуты даже результаты сентября прошлого года. В мае было экспортировано всего лишь 458 автомобилей. В результате, в 2012-2013 гг. ЗАЗ недополучил около $213 млн. выручки от реализации автомобилей.

В среднем, сообщает Папашев, за последние 5 лет, экспорт у ЗАЗа занимал стабильно 50% объема выпуска авто. Украинские рабочие производили высокотехнологичную продукцию для российских потребителей, в страну поступала валютная выручка, снималось девальвационное давление с гривны, – комментирует Олег Хайрулович. А теперь, из-за односторонней регуляторной преграды со стороны России, украинская продукция оказалась вытесненной с этого важного исторического рынка. Сейчас экспорт сократился до 30% всего выпуска, доля экспорта в Россию упала до 17% от общего объема производства ЗАЗа.

Еще один отечественный производитель, который напрямую пострадал от российского утилизационного сбора – Корпорация “Богдан”. Как сообщили в пресс-службе корпорации, в феврале 2012 г. доля экспорта в общем объеме производства составляла 84%, а само производство – 2059 авто. В марте 2012 г. – соответственно 88% и 2454 авто. Как оказалось впоследствии, – это был рекорд. В дальнейшем и производство, и экспорт только сокращались. И были месяцы (сентябрь 2012 г, апрель) когда они равнялись нулю. В мае экспорт был 54%, а объем производства – 630 автомобилей. Если говорить исключительно об экспорте в Россию, в феврале 2012 г. он составлял 1648 авто, в марте – 1496, в апреле – рекордные 1820 автомобилей. Затем началось падение объемов производства и экспорта в Россию. В 2013 г. экспорт колебался от 112 до 176 авто (июнь).

По предварительным подсчетам пресс-службы “Богдана”, за период с сентября 2012 г. по май фактически было экспортировано – 1480 шт. При этом с учетом благоприятных условий объем поставки за это период мог быть 6400 шт., что в 4 раза больше. При средней цене экспортного автомобиля в $8 тыс. – это около $39 млн.

Еще один украинский автомобильный производитель, который серьезно пострадал от российского экологического сбора – ПАО “АвтоКрАЗ”. Как сообщили в пресс-службе АвтоКрАЗа, если в 2012 г. в Россию в среднем экспортировали 30-40 единиц техники, то в 2013 г. несколько месяцев не было ни одного авто, а максимум в апреле составил 7 грузовиков. При средней стоимости 1 украинского грузовика около $80 тыс. убытки АвтоКрАЗа составляют около $15 млн.

По данным Ассоциации “Укравтопром”, из-за одностороннего введения Россией утилизационного сбора и остановки экспорта на этот рынок производство легковых автомобилей в Украине в ноябре 2012 г. – январе 2013 г. катастрофически и резко упало. В результате, отечественный автопром достиг критического минимума – с цифрой производства 790 автомобилей в месяц и оказался на грани выживания.

По предварительным данным ассоциации “Укравтопром”, в июне в Украине было произведено 4551 автотранспортное средство, что на 27,6% больше, чем в мае и на 28,5% меньше аналогичного показателя прошлого года. Производство легковых автомобилей в июне составило 4194 единицы, что на 30,2% больше, чем в мае и на 26,8% меньше показателя июня 2012 г. В сегменте коммерческих автомобилей производство упало до 141 единицы (на 15,1% меньше, чем в мае и на 42,7% меньше, чем в июне 2012 г.). Производство автобусов в июне составило 216 единиц, что на 20% больше, чем в предыдущем месяце и на 44% меньше показателя июня прошлого года.

Конечно, причина этого падения не только в российской утилизационном сборе и сворачивании нашего экспорта. Но все же…

Как известно, одно рабочее место в автомобильной промышленности создает до 10 рабочих мест в смежных отраслях. Поэтому, потери исключительно автопроизводителей – это не окончательная цифра наших убытков. Однако, даже по самым примерным и скромным оценкам Украина уже за 10 месяцев потеряла из-за российского экологического налога $267 млн. А к первому сентябрю за календарный год объем убытка у автопрома с учетом смежников как раз и составит составит $300-340 млн., как и прогнозировалось в прошлом году. И это почти равнозначно декларируемым потенциальным потерям России от введения нашего УС. А если сравнить экономические масштабы России и Украины, станет понятно, какое значение эти потери имеют для обеих стран: для Украины они во много раз более значимы.

Есть ли у украинских автомобилей шанс вернуться в Россию в “доутилизационных” объемах? Ответ – неоднозначный. И “да”, и “нет” подразумевает выполнение определенных условий. В частности, Олег Папашев сообщил, что отечественные авто могут вернуться на российский рынок, если Россия введет/распространит утилизационный сбор и на своих производителей, и уравняет их в повышении цены с импортными авто.

О возможности восстановления позиций украинских автомобилей на российском рынке сообщили и в пресс-службе Корпорации “Богдан”. Произойти это может при тех же (всем хорошо известных) условиях: если Россия распространит утилизационный сбор и на автомобили российского производства и при этом розничные цены на них вырастут, констатирует пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля.

По мнению зам. директора Торгового дома “АвтоКрАЗ” по реализации в РФ Виктора Сорвина, доля украинского автопрома в России значительно снизилась. Тем не менее, есть ниши, где замены такому автомобилю, как КрАЗ, не существует. Эти ниши были и пока еще остаются нашими (если, конечно, КАМАЗ, не получит госзаказ на разработку прямого аналога КрАЗа и деньги под него). В одну реку вступить дважды не получается, прежней ситуации, такой, как была до вступления РФ в ВТО, конечно же не будет, но – первое, если МАЗ поставят в такие же условия, как КрАЗ, и обяжут платить сбор “по полной”, это уже для КрАЗа хорошо. Второе: даже несмотря на то что для КАМАЗа и “УралАЗа” все равно будет придуман механизм компенсации (это вполне предсказуемо), цена на них должна будет подняться как минимум на 100- 200 тыс. – а это тоже не плохо для КрАЗа.

Вариантов развития событий несколько. Украина вводит УС, Россия – принимает ответные меры, начинается экономическое противостояние, автомобили дорожают. Второй – наиболее вероятный вариант, о котором приходилось слышать от инициаторов введения УС, – переговорщики будут искать компромисс. Введение нашей страной собственного УС в противовес российскому, укрепляет позиции Украины на этих переговорах. Параллельно, угроза потенциального введения УС и подорожания автомобилей немного оживит рынок в период летнего затишья.

Убытки ЕС от введения Украиной специальных пошлин на импортные автомобили оцениваются в 250 млн. евро. В отличие от России, вместо ответных санкций, ЕС намерен уладить вопрос путем переговоров. (Auto-Consulting/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version