Машиностроение Украины и мира

Украина: планируют вернуться к разработке беспилотного воздушно-космического самолета

В Украине планируют вернуться к разработке беспилотного воздушно-космического самолета с использованием полученного опыта от проекта “Сура”.

Украиснкий аппарат “Сура” может доставлять на орбиту любые грузы, например, спутники связи или оборудование для космической станции. “Космическому грузовику” не нужен пилот – система летает в автоматическом режиме. Доставка грузов в космос по-прежнему сложная и дорогая задача. Есть, конечно, мечта – построить космический лифт, поднимающий на орбиту оборудование и пассажиров. Но уже полвека эта идея относится к разряду технологических утопий. Пока приходится довольствоваться обычными ракетами-носителями. Отправка на орбиту одного килограмма груза стоит $8-50 тыс.

На Южном машиностроительном заводе им. А. Макарова (Днепропетровск) разрабатывают аппарат, который может сделать грузовое сообщение с космосом куда более дешевым – от $1000/кг. Называется он “беспилотный воздушно-космический самолет “Сура”. “Спутники массой от нескольких граммов до двух-трех сотен килограммов нужно вывести в космос, развести по орбитам, а затем вернуть обратно на Землю, не увеличивая количество мусора в космическом пространстве и продлевая жизнь каждому дорогостоящему аппарату. Ракеты-носители ХХ века, уничтожаемые при полете, не имеют перспектив при создании спутниковых группировок. Пилотируемые аппараты типа шаттла себя не оправдали ни по надежности, ни по стоимости”, – считает главный конструктор “Суры” Александр Левенко.

Создатели подчеркивают, что воздушно-космический самолет не имеет ничего общего ни с обычным самолетом, ни с ракетой, ни с шаттлом. Это отдельный тип летательных аппаратов. В последние годы подобные “самолеты” стали разрабатывать и в России, и в США, и в других странах. “Главное отличие нашей разработки от всех аналогов – это полностью беспилотный режим полета”, – подчеркивает один из создателей “Суры” Владимир Кукушкин. Все операции проводятся без участия человека – в автоматическом режиме или по команде с Земли. Благодаря этому не страшны резкие перепады скорости, а последствия аварии (хотя хочется надеяться, что она не случится) будут не столь трагичными.

Базовая модель “Суры” состоит из двух ступеней. Первая – “суборбитальный самолет” (разгонный блок). Он взлетает на ракетных и воздушно-реактивных двигателях. На высоте около 90 км от него отделяется вторая ступень – “орбитальный самолет” (гиперзвуковой автоматический планер), который вместе с грузом долетает до орбиты. Согласно обещаниям разработчиков, “космический грузовик” может летать даже к другим планетам Солнечной системы.

Добравшись до заданной точки, он выгружает из “кузова” спутник связи, исследовательское оборудование или новогодние подарки для космонавтов – любой груз в пределах 300 кг. И “суборбитальный самолет”, и “гиперзвуковой планер” многоразовые. Выполнив миссию, они спокойно возвращаются на Землю и приземляются на парашютах. После чего могут снова лететь на задание.

Пока что у инженеров есть только концептуальная разработка “космического грузовика”. Однако они надеются, что сумеют найти заказчика, который профинансирует создание реального аппарата. “К нашему проекту проявила большой интерес Южная Корея и некоторые другие страны. Ведь “Суру” можно запускать с любой территории. Ей не нужен казахстанский “Байконур” или бразильский “Алкантара”, – сообщили в конструкторском бюро.

Основные характеристики самолета: Полная масса – 48-50 т, длина – 17 м, размах крыла – 14 м, высота – 6,6 м. Предварительно рассчитанная стоимость выводимого на орбиту высотой 300 км 1 кг полезного веса – $1000-6000. Расчетная стоимость одного запуска – $300 тыс. (Aex.ru/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version