В Томске на совещании, посвященном перспективам развития Сибирского федерального округа, которое провел президент России Владимир Путин, подробно обсуждался проект строительства трубопровода из Восточной Сибири от Ковыктинского газоконденсатного месторождения до побережья Тихого океана.
Ковыктинское газоконденсатное месторождение расположено в Иркутской области, в 450 км к северо-востоку от Иркутска. Запасы природного газа месторождения оцениваются в объеме 1,9 трлн кубометров. Лицензией на разработку месторождения владеет иркутская компания “РУСИА Петролеум”, основными акционерами которой являются: “ТНК-ВР” -62,42% и холдинговая компания “Интеррос” – 25,82%. Участниками проекта по разработке Ковыктинского месторождения являются ОАО “РУСИА Петролеум”, “China National Petrolum Corp.” и южнокорейская государственная компания “Korea Gas Corporation”.
Благодаря освоению месторождения будет газифицирована Иркутская область, значительная часть газа пойдет на переработку, а также – на экспорт. Планируется, что основными потребителями станут Китай, Япония, Южная Корея. Для доставки сырья компания “Транснефть” спроектировала трубопровод, который по первоначальному варианту должен был проложен в непосредственной близости от озера Байкал – в 800 метрах от прибрежной кромки.
Ввод первого этапа нефтепроводной системы из Восточной Сибири к Тихому океану (от города Тайшета через Усть-Кут, поселок Казачинское в Иркутской областьи до города Тынды и затем до станции Сковородино на Транссибе в Амурской области) мощностью 30 млн. тонн запланирован на 2008 год.
Второй этап предусматривает завершение нефтепровода (от Сковородино до бухты Перевозная в Приморском крае) мощностью 50 млн. тонн нефти в год с обеспечением расширения пропускной способности трубопроводной системы до Сковородино мощностью до 80 млн. тонн нефти в год.
Но губернатор Иркутской области Александр Тишанин подписал разрешение на строительство нефтепровода только на участке Тайшет-Усть-Кут. Распоряжения по прокладке трубы в вус изоляции на участке после Усть-Кута не подписано. Губернатор склонялся к тому, что трубопровод нельзя прокладывать вдоль Байкала – слишком велик риск, что уникальному природному объекту, в котором сосредоточено 20% запасов пресной воды Земли, может быть нанесен непоправимый ущерб.
Компания “Транснефть” убеждала, что все предусмотрено по предупреждению и исключению негативного воздействия при возможных внештатных ситуациях: использование труб третьего, самого высокого уровня качества, расстановка дополнительных задвижек, применение на подводных переходах конструкции типа “труба в трубе”, применение средств контроля состояния труб, так называемые “интеллектуальные вставки”, создание аналитической лаборатории, обеспечивающей контроль всех компонентов окружающей среды, локализации и ликвидации возможных аварийных разливов нефти с необходимым количеством специального природоохранного оборудования.
Ранее президент Республики Бурятия Леонид Потапов поддержал проект и подчеркнул, что “уровень исполнения проекта в целом не просто соответствует современным требованиям, но и содержит все последние достижения в области строительства нефтепроводов, в нем удалось достичь необходимые степени защиты и высокой технологичности”.
Но на совещании в Томске проект “Транснефти” был подвергнут критике и со стороны руководителей ряда регионов. Академик Николай Лаверов, например, убедительно доказал, что северный вариант – прокладка трубопровода в обход Байкала – гораздо предпочтительнее и дает гарантию безопасности озера.
Владимир Путин здесь прямо спросил президента компании “Транснефть” Семена Вайнштока, возможен ли такой вариант строительства. На что Вайншток сказал: “Вы просто поставили меня в тупик” и направился карте, возле которой стоял президент. Но не успел дать пояснения. Путин остановил: “Я уже понял, что возможен, иначе Вы бы сразу категорически сказали “Нет!”. И поставил точку – трубопровод должен пройти севернее Байкала. Нельзя ставить под угрозу уникальный, мирового значения природный объект, мы должны помнить о будущих поколениях, подчеркнул президент. (ria-sibir.ru/Машиностроение Украины, СНГ, мира)