Польша опережает Европу по дотациям из фондов ЕС. Речь идет о так называемых оперативных программах, общее количество которых в рамках Евросоюза достигает трехсот. Польша работает с крупнейшей из таких программ под названием «POIiŚ», т.е. «Оперативная программа “Инфраструктура и окружающая среда”». «NewsBalt» перевел статью на эту тему, опубликованную накануне в «Wyborcza».
Магазин “МойНасос” (https://mynasos.com.ua/nasosnye-stancii-pedrollo/c-4.html) обновил свой сайт. Сейчас здесь представлены насосные станции от семи производителей. Можно выбрать как промышленную, так и бытовую; с самыми разными объемами гидроаккумулятора; с чугунной гидравлическая часть корпуса помпы насоса или с нержавеющей.
«Тетка из-за границы» хочет подарить тебе кругленькую сумму, но она хочет быть уверена, что ты не растратишь ее на глупости, и поэтому, прежде чем дать тебе хотя бы ломаный грош, она хочет знать, на что ты его потратишь. «Тетя» – сторонница принципа «общественного участия», поэтому она сперва стремится узнать, что тебе необходимо для того, чтобы догнать своих «богатых кузенов» с Запада. Когда она уже знает твои потребности, она делит свой мешок с деньгами на несколько меньших и говорит: этот мешочек потратишь на образование, этот – на новое оборудование, а этот – на ремонт. Но этого мало: она еще уточняет, что из денег на ремонт столько-то пойдет на обновление ванной, столько-то на утепление дома, а плазменный телевизор в гостиную ты купить не можешь. Деньги ты получаешь лишь тогда, когда соглашаешься на эти условия.
В евросоюзовских фондах такой мешок с деньгами на конкретные цели и называется оперативной программой. Как уже говорилось, их насчитывается около трех сотен, не считая трансграничных программ. «POIiŚ» является крупнейшей в Польше: ее стоимость составляет 28,3 млрд. евро. К этому свою долю добавляет и Польша – 9,4 млрд. евро. В сумме это дает 37,7 миллиардов.
Еврокомиссия не является деспотичной теткой, и не навязывает оперативных программ. Их придумывают сами государства. Когда 8 лет назад правительство сказало, что хочет иметь программу стоимостью 38 млрд. евро, еврокомиссия была очень удивлена. Такой большой программы ни у кого не было, а уж тем более у евросоюзовского новичка, который не мог справиться с расходованием восьми миллиардов евро своих первых фондов. Польша тоже была удивлена. Конечно, программа должна была быть большой, поскольку и наши потребности были велики – достаточно вспомнить, как восемь лет назад выглядела сеть наших автострад. Но чтобы так?! Попросту во время работ над программой, в которой первоначально должна была быть только инфраструктура транспорта и окружающей среды, добавляли новые проекты – в области культуры, здравоохранения, высшего образования. А программа росла и росла, как надувной шарик.
Она не была переделана по нескольким причинам. Во-первых, чтобы не раздувать бюрократии. Каждая очередная программа это очередные сонмы чиновников. Во-вторых, чтобы в случае проблем с расходованием средств на данную цель можно было довольно быстро перебросить их на реализацию другой.
Придумать программу это одно. Убедить еврокомиссию в своих замыслах это совсем другое. Переговоры с Брюсселем продолжались пять месяцев. Иногда верх брала одно сторона, иногда другая. Когда Польша хотела перекопать Висленскую косу, еврокомиссия встала на дыбы. Коса выпала из программы. В свою очередь еврокомиссия ни за что не соглашалась на финансирование региональных аэропортов. Польским переговорщикам удалось ее переубедить при помощи небольшой хитрости.
Эти аэропорты относятся к «TEN-T» – Трансъевропейской транспортной сети, повторяли поляки. На это Брюсселю нечего было возразить. В конце концов, эта сеть была его идеей. Компромисса удалось достичь спустя долгое время. Так было с распределением средств, предназначенных на транспорт, между железными и автомобильными дорогами. После дискуссий пропорция 60% на ж/д, 40% на автодороги, было изменена на новую: 30% на ж/д, 70% на автодороги.
До настоящего времени использовано почти 85% средств, предусмотренных по программе. Каковы же результаты? Построено 1584 км автострад и скоростных автомагистралей, почти 15 тыс. км водно-канализационных сетей, 2,6 тыс. км газопроводов, построено или отремонтировано 675 км железнодорожных путей, построено 161 очистное сооружение, куплено 322 машины скорой помощи и 185 единиц медицинского оборудования, 50 лабораторий были оснащены специализированной научно-исследовательской аппаратурой.
Весь прошлый год министр Беньковска (Эльжбета Ева Беньковска – министр регионального развития Польши) повторяла, что в новых обстоятельствах программа будет разделена, поскольку такой большой программы уже не хотят. Но предсказания не оправдались. На прошлой неделе министерство регионального развития представило основы новой программы. Она будет такой же огромной – свыше 24 млрд. евро. (newsbalt.ru/Машиностроение Украины. СНГ, мира)