Утверждена государственная программа “Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.”. Ранее документ был одобрен на заседании правительства и доработан. Запланированный объем бюджетных ассигнований в российский авиапром исчисляется в 1,205 трлн. руб., общий объем финансирования госпрограммы, как ожидается, составит 1,7 трлн.
Знаете ли вы, что коэффициент полезного действия шарико-винтовых передач (ШВП), благодаря трению качения, достигает 98 процентов ? ШВП долговечны, надежны и хорошо зарекомендовали себя на станках с ЧПУ. Все комплектующие для шарико-винтовых передач – винты, гайки и кронштейны для них, подшипниковые опоры, шарики для гаек – можно приобрести в компании «Darxton», которая поставляет комплектующие для фрезерных, гравировальных станков, плазменного и лазерного оборудования с 2009 года.
“Объем мирового рынка самолетостроения по итогам 2011 г. достиг примерно $109,5 млрд., из которых 74% указанной суммы приходится на гражданские воздушные суда.
К 2025 г. объем мирового рынка самолетостроения вырастет в 2,9 раза, что составит $314,4 млрд. При этом около 77% указанной суммы придется на гражданские суда. Доля российских производителей самолетов в денежном выражении к 2025 г. составит 3,2% и 10,9% в гражданском и военном самолетостроении соответственно”, – говорится в госпрограмме.
Программа “Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.” разработана Минпромторгом России в соответствии с распоряжением правительства РФ. Ее глобальной целью является обеспечение условий для реализации комплекса программных мероприятий, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепление ее позиций на третьем месте в мире по объему выпуска продукции.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих основных задач:
– формирование научно-технического задела и технологий для создания перспективной авиационной техники;
– укрепление научного, проектно-конструкторского, производственного и кадрового потенциала отрасли;
– оптимизация продуктовой линейки путем создания семейств максимально унифицированных изделий;
– повышение инвестиционной привлекательности отрасли;
– достижение уровня передовых стран по качеству продукции;
– стимулирование спроса на отечественную авиационную технику;
– реализация мер государственной поддержки отрасли в соответствии с требованиями ВТО.
В соответствии со Стратегией инновационного развития РФ до 2020 г. планируется осуществить следующие мероприятия:
– разработка новых технологий и инновационных проектов в области авиастроения, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке;
– поддержание и развитие объектов уникальной стендовой базы, обеспечивающей развитие отрасли;
– сокращение научно-технического и технологического отставания России от передовых стран в области авиастроения;
– создание НИЦ “Институт им. Н. Жуковского” по базовым проблемам развития российского авиастроения;
– формирование инновационных территориальных кластеров авиационного профиля; обеспечение передачи технологий в смежные отрасли промышленности.
Ожидаемые результаты реализации программы – достижение долей мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном секторах соответственно (%): самолетостроение – 3,2 и 10,9, вертолетостроение – 12 и 16,5, авиационное двигателестроение – 1,4 и 12,9, авиационное агрегатостроение – 4,4 и 5,4, авиационное приборостроение – 10,9 и 21.
В сфере авиационной науки и технологий будет создана эффективная система управления научными исследованиями путем координации работ научных и промышленных организаций; сформирован научно-технический задел для обеспечения прорыва по ключевым направлениям; организованы научно-экспериментальные базы мирового уровня для проведения перспективных НИР и испытаний; активизировано участие России в международных научных исследованиях по авиации.
В области малой авиации предусматривается модернизация существующего парка воздушных судов, разработка и организация производства современных самолетов для местных авиалиний.
Во всех секторах авиационной промышленности к 2025 г. запланировано завершение формирования конкурентоспособных на мировом уровне корпораций с устойчивой прибыльностью, что позволит развернуть серийное производство перспективных воздушных судов и создать эффективную систему их послепродажного обслуживания.
Далее приведены основные индикаторы программы к 2025 г. (относительно уровня 2011 г.):
– количество ежегодно поставляемых гражданских самолетов – 180 шт. (рост в 26 раз) и военных самолетов – 130 шт. (рост в 1,4 раза);
– количество ежегодно поставляемых гражданских вертолетов – 215 шт. (рост в 3,6 раза) и военных вертолетов – 245 шт. (рост в 1,2 раза);
– количество ежегодно поставляемых авиационных двигателей военного и гражданского назначения – 3 тыс. шт. (рост в 4,3 раза);
– количество ежегодно поставляемых двигателей для наземных и судовых газотурбинных установок – 130 шт. (рост в 3,1 раза);
– выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг промышленных предприятий отрасли – 1775 млрд. руб. (рост в 3,5 раза);
– производительность труда на предприятиях отрасли – не менее 14 млн. руб. в год на человека (рост в 9,4 раза).
Всего за время реализации программы планируется построить около 3350 самолетов и 5550 вертолетов различного назначения и более 33 тыс. авиадвигателей, выручка от продажи которых должна составить около 14 трлн. руб.
Министерство промышленности и торговли РФ выделило около 6 млрд. руб. на научно-исследовательские работы в области авиации. Новые разработки в области двигателей и новых материалов будут применяться в самолетах, которые будут летать в 2025-2030 гг.
В первую очередь ведомство заинтересовано в новых двигателях для самолетов. В материалах Минпромторга говорится, что разработка конкурентоспособных двигателей нового поколения – это затратный процесс, в 1,5-2 раза превышающий по времени создание самого самолета. Поэтому “требуется уже сегодня приступать к разработке концепций и технологий перспективных двигателей и силовых установок” для самолетов 2025-2030 гг.
В Минпромторге отмечают, что в “США и Европейской программе ACARE поставлены цели создания к 2030-2035гг. самолетов следующего поколения с кардинально улучшенными летно-техническими характеристиками и значительно сниженными уровнями шума и эмиссии”. Среди требований Минпромторга к двигателю 6-го поколения – снижение расхода топлива на 20-30% по сравнению с двигателями 2000 г., сокращение эмиссии вредных веществ на 60-80% к нормам 2008 г., уменьшение массы на 10%.
Например, на конструктивно-схемные решения перспективных конкурентоспособных двигателей министерство выделило около 900 млн. руб., разработку новых полимерных композиционных материалов, легких сплавов, технологий сварки для создания легких конструкций (млн. руб.) – 700, повышение ресурса двигателей – 500, создание новых материалов и комплексных энергоэффективных ресурсо-сберегающих технологий – 1000. Всего на подобные работы планируется направить порядка 6 млрд. руб. Исследования пройдут в 2013-2014 гг.
Эксперты называют темы исследований Минпромторга своевременными.
“По представленным формулировкам заявок можно говорить о том, что представленные исследования актуальны для гражданской авиации России. Другой вопрос, на каком уровне они будут проводиться, – отмечает проректор МГТУ ГА Д. Горобец. – Как известно, основной поставщик авиационных двигателей – ОАО “Пермские моторы” – находится в процессе ликвидации”.
В настоящее время самая перспективная обнародованная разработка российской авиации – “Магистральный самолет XXI века” (МС-21), которым занимается корпорация “Иркут” (входит в “Объединенную авиастроительную корпорацию” – ОАК). Опытный образец МС-21, способный перевозить до 180 пассажиров, должен совершить первый полет в 2015 г. Однако, по информации ОАК, в заказе Минпромторга речь идет о самолетах более поздних поколений.
Эксперты ОАК участвуют в формировании потребностей на те или иные научно-исследовательские работы (НИРы) в части самолетостроения, но их индустриализация зависит от полученных в ходе исследований результатов, отметили в пресс-службе компании. Наиболее перспективным направлением в корпорации назвали исследование новых материалов. В то же время модернизация двигателей интересна в основном компаниям, которые занимаются их строительством, например, “Объединенной двигателестроительной корпорации”.
По мнению экспертов отрасли, новый заказ может стать одним из первых, работы по которому будут вестись по новому принципу, отраженному в госпрограмме “Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.” – документ одобрен правительством в конце прошлого года.
Если раньше, отмечают эксперты, промышленные компании заказывали исследования у отраслевых институтов напрямую, то сейчас новой госпрограммой предусмотрено финансирование непосредственно институтов. Есть экспертный совет, который формирует потребность на те или иные научно-исследовательские разработки, а Минпромторг будет по этим НИРам финансировать именно научно-исследовательские институты.
В России по новой госпрограмме решения будут принимать не представители предприятий, а экспертные комиссии. В Минпромторге подтвердили, что намерены использовать комплексные планы исследований – эти планы будет формировать экспертный совет авиастроительной отрасли из 10-15 человек. В совет, как ожидается, войдут ученые и представители промышленности (по 50%).
Как указано в госпрограмме развития авиационной промышленности, основными научными организациями в России в сфере авиационной науки и технологий в настоящее время являются: ФГУП “Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Жуковского” (ЦАГИ), ФГУП “Центральный институт авиационного моторостроения им. П. Баранова” (ЦИАМ), ФГУП “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов” (ВИАМ) и др. Объем выделенных из бюджета денег на подпрограмму “Авиационная наука и технологии” на 2013-2025 гг. составляет более 216,4 млрд. руб. без учета других ФЦП (“Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и до 2015 г.” и “Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 гг.”).
По словам главного редактора отраслевого агентства “Авиапорт” О. Пантелеева, в Европе фундаментальные исследования проходят в рамках так называемых рамочных исследовательских программ. В таких программах наряду с научными организациями и учебными заведениями участвуют предприятия промышленности, отмечает эксперт. Правительство выделяет гранты на проведение работ в рамках этих исследований, но при этом существует и механизм софинансирования со стороны участников-компаний. При этом все участвующие предприятия промышленности напрямую получают доступ к тем наработкам, которые получены в ходе исследований. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)