Машиностроение Украины и мира

Украина: «Смарт-холдинг» Вадима Новинского стал полноправным хозяином ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан»

В мае стало известно о формировании реестра кредиторов Николаевского судостроительного завода “Океан”. Из почти 2,3 млрд. грн. утвержденной судом задолженности предприятия более 1,5 млрд. грн. пришлось на компании, аффилированные со “Смарт-холдингом” Вадима Новинского, что сделало его полноправным хозяином этого актива. Второй претендент на завод, Константин Жеваго, входящая в орбиту которого компания Okean B.V. пыталась добиться признания долга предприятия из Николаева на более чем 1 млрд. грн., не сумел найти подхода к украинским судьям.

Борьба за Николаевский судостроительный завод “Океан” между основателем банка “Финансы и Кредит” Константином Жеваго и партнером Рината Ахметова по холдингу “Метинвест” Вадимом Новинским стартовала еще в 2011 г.

Оба миллиардера имеют интересы в судостроении (Жеваго контролирует керченский завод “Залив”, Новинский – Херсонский и Черноморский судостроительные заводы). И неудивительно, что “Океан”, который специализируется на производстве и ремонте контейнеровозов, танкеров, буксиров и барж, привлек их повышенное внимание. К моменту начала их противостояния “Океан” серьезно лихорадило. Предприятие, входившее в состав компании Wadan Yards российского бизнесмена Андрея Бурлакова, после начала банкротства последней в 2008 г. стало менять хозяев по нескольку раз в год.

И в итоге в 2011 г. контрольный пакет его акций осел на счетах голландской Olympus Investments B.V., бенефициары которой до сих пор оставались неизвестными. Интересы этой структуры в наблюдательном совете “Океана” представляли менеджеры российских компаний “Транснефтепродукт” (“дочка” государственной “Транснефти”) и “Газэкс” (партнер “Газпрома”).

Вкладываться в поддержание на плаву украинского завода они не спешили. И в результате в октябре 2011 г. по иску Пенсионного фонда Хозяйственный суд Николаевской области открыл процедуру банкротства проблемной верфи.

По решению суда российские менеджеры были отстранены от управления предприятием, а распорядителем имущества и президентом “Океана” стала арбитражный управляющий Татьяна Гуцал. Ранее она трудилась в структурах группы “Финансы и Кредит” Константина Жеваго, представители которого впоследствии заявили о намерении провести аудит на николаевском предприятии и объявили о заинтересованности в его санации.

“По некоторым производственным характеристикам “Залив” и “Океан” – предприятия-близнецы, поэтому мы будем внимательно следить за развитием процесса и работой арбитражного управляющего”, – заявил председатель наблюдательного совета “Залива” Николай Кузьменко.

Однако уже в ноябре 2011 г. ситуация изменилась. Акционеры “Океана” заручились поддержкой более влиятельного бизнесмена – партнера Рината Ахметова по холдингу “Метинвест” Вадима Новинского и договорились о передаче ему завода в управление.

Татьяна Гуцал была отстранена от должности президента “Океана”, а этот пост занял Василий Федин, работавший ранее генеральным директором подконтрольного Новинскому Херсонского судостроительного завода. В июле 2012 г. дело о банкротстве было закрыто, а через несколько дней после этого стартовал новый процесс – на сей раз с подачи ОАО “Малярно-изоляционное предприятие “Радуга” (Николаев).

К тому моменту Константин Жеваго открыл “второй фронт” в сражении за “Океан” с Вадимом Новинским за пределами Украины. Близкая к нему британская компания Link Business Solutions Limited (ранее она входила в состав акционеров завода “Галичфарм” группы “Финансы и Кредит”) выкупила голландскую фирму Okean B.V., которая в 2006-2009 гг. владела контрольным пакетом акций николаевского предприятия.

Okean B.V. затеял процесс в суде Нидерландов с требованием отменить ряд сделок, проведенных в 2010 г., которые привели к переходу контроля над предприятием к Olympus Investments B.V. Заодно компания предъявила требования на 1 млрд. грн. к “Океану”, ссылаясь на непогашенные предприятием займы образца 2004-2005 гг.

Однако Вадим Новинский в очередной раз оказался проворнее оппонента. Не чуждая ему криворожская компания “Консалтинг-Гамма” (ранее она была совладельцем завода “Запорожнерудпром”, аффилированного со “Смарт-холдингом”) в июле 2012 г. заключила с “Океаном” договор купли-продажи именных инвестиционных сертификатов на 1,5 млрд. грн.

Эмитентом этих бумаг стала компания по управлению активами “Инвестиционный дом “Мегаполис”, близкая к “Смарт-холдингу”. В результате этой операции “Консалтинг-Гамма” стала главным кредитором “Океана”, о чем официально стало известно в конце апреля.

Тогда Хозяйственный суд Николаевской области утвердил реестр требований кредиторов к “Океану” на 2,3 млрд. грн. и продлил срок распоряжения имуществом предприятия на полгода. Вторым по величине кредитором с требованиями на 625 млн. грн. стала зарегистрированная в Белизе компания Belmont Industries Inc.

А требования Okean B.V. к Николаевскому заводу в 1 млрд. грн. суд полностью отклонил, посчитав, что компания не предоставила доказательств их правомочности. Таким образом, этот долг не попал в реестр и был судом попросту списан.

В сложившейся ситуации контроль над процессом банкротства николаевского завода всецело перешел к Вадиму Новинскому. И теперь он имеет возможность завершить интеграцию проблемного предприятия, которое пока работает в минус (в 2012 г. при доходе 78 млн. грн. убытки “Океана” приблизились к 160 млн. грн.) в свой судостроительный холдинг Smart Maritime.

Для последнего это будет весьма ощутимым вливанием. Ведь сейчас мощности Херсонского и Черноморского судостроительных заводов позволяют выпускать суда дедвейтом до 30 и 105 тыс. т соответственно. Тогда как николаевский “Океан” способен производить суда водоизмещением до 350 тыс. т. (Деловая столица/Машиностроение Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version