С 1 сентября вступил в силу закон “Об утилизации транспортных средств”, который вызвал большой резонанс в автомобильном бизнесе. Но под “горячую руку” попали не только легковые автомобили, пикапы и грузовики, но и квадроциклы. Притом, исходя из действующих коэффициентов, новые квадроциклы обложат налогом в 4730 грн., а подержанные – 9460 грн. Для некоторых моделей это фактически равноценно уходу с рынка.
Операторы рынка мототехники, которые и являются продавцами квадроциклов, в недоумении. Как сообщили трейдеры, сумма 4730 грн. может стать критичной для ряда позиций такой техники. К примеру, утилизационным сбором будут облагаться даже детские квадроциклы, которые сами по себе стоят несколько тысяч гривен, а прибавка в 4730 грн. сделает торговлю ими экономически бессмысленной.
Опрошенные операторы утверждают, что даже себестоимость утилизации автомобиля и квадроцикла не может быть одинаковой. Квадроцикл не имеет кузова, поэтому средняя масса квадроцикла составляет 120 кг, а средняя масса автомобиля класса “В” с двигателем 1,0-1,5 л составляет 1200 кг. Таким образом квадроцикл имеет в 10 раз меньшую массу, и значит в 10 раз меньшую себестоимость утилизации.
К тому же, выпускают квадроциклы мотоциклетные производители и по конструкции и размерам квадроциклы являются больше мотоциклами, чем автомобилями. И лишь тот факт, что по Таможенной классификации в Украине они относятся к группе 8703 21 ТН ВЭД, где в основном представлены автомобили, сыграл с ними злую шутку. К слову, сами мотоциклы вообще не попали под обложение утилизационным сбором.
Операторы отмечают, что если величина утилизационного сбора для автомобиля составит 4-5%, то в существующих реалиях украинского рынка аналогичный сбор для квадроцикла потянет на 67-117%, т. е. практически увеличит стоимость квадроцикла в два раза. Обойти утилизационный сбор импортеры подобной техники никак не смогут, а собственного полномасштабного производства квадроциклов в стране не существует. В итоге, украинцы могут вообще остаться без квадроциклов, которые с каждым годом все больше завоевывают популярность.
По данным AgroPravda.com такую технику покупают не только для развлечений, но и как транспорт фермеров, охотников, охраны полей и т. д. Парк квадроциклов составляет менее 0,01% от парка автомобилей, поэтому он не является существенной экологической проблемой.
Аналитики уже подсчитали, что из-за двукратного увеличения цены, большинство квадроциклов полностью исчезнет с рынка. В этом случае, украинский бюджет недополучит ежегодно 6 млн. грн. отчислений при таможенном оформлении, и рынок труда потеряет сотни рабочих мест. Заменить же эту технику довольно проблематично, из-за специфики.
Для решения этой проблемы достаточно вывести квадроциклы из группы 8703 21 ТН ВЭД, по которой их классифицирует таможня в настоящее время, так как в этой группе фигурируют исключительно автомобили. Более правильным решением было бы отнести квадроциклы к группе 8703 10 (транспортные средства, специально предназначенные для движения по снегу; автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства), и вывести группу 87 10 из-под действия утилизационного закона.
По поручению президента сейчас готовятся поправки в утилизационные законы, притом их в Верховную Раду направит и Кабмин и ряд депутатов. Но в существующих редакциях законопроектов, ситуацию с квадроциклами почему-то забыли исправить. В итоге, Украина может вскоре остаться полностью без данного вида транспорта. (Auto-Consulting/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)