Введение спецпошлин вновь открыло второй фронт отечественного авторынка – покупку подержанных автомобилей. С такими темпами роста, этот фронт совсем скоро может стать первым, когда объемы купли-продажи б/у авто превысят покупку новых.
Если продажи новых авто в Украине, по сравнению с прошлым годом, падают, то у б/у автомобилей они растут. За семь месяцев падение новых составило почти 6,5%. А рост импорта подержанных авто – почти 80%. Да плюс еще внутренние перепродажи б/у автомобилей выросли почти на 60%.
Самые популярные марки во внутренних перепродажах – VAZ, Daewoo, Toyota, Volkswagen, Skoda, Mitsubishi, Hyundai, Opel, Mercedes-Benz, BMW. Это первая десятка самых популярных. И она не во всем совпадает с десяткой самых продаваемых новых авто.
Среди импортных моделей наибольшим спросом пользуются подержанные Daewoo Lanos, Chevrolet Aveo, Skoda Octavia, Volkswagen Passat, Daewoo Sens, Mitsubishi Lancer, Chevrolet Lacetti, BMW 5, Skoda Fabia, Toyota Camry. Именно им принадлежит львиная доля рынка б/у автомобилей.
Среди автомобилей производства стран СНГ, естественно, наиболее популярны “ВАЗы”. Все еще популярны. Это практически весь российский цифровой ряд – девятка, шестерка, семерка, тройка и т. д. Среди них на 7-м месте (единственный не российский в десятке лидеров) – наш “ЗАЗ “Ланос”.
Нельзя сказать, что подержанные легковые иномарки уже серьезно угрожают новым. В количественном выражении весь вновь зарегистрированный за 7 месяцев импортный б/у автопарк – это чуть больше 3 тыс. машин. Внутренние перепродажи, естественно, выглядят солиднее – почти 212 тыс. авто. На фоне проданных за 7 месяцев 115 тыс. новых авто – это уже цифра.
Но наиболее яркий контраст и наибольшая разница в соотношении новых и подержанных машин, в коммерческом транспорте. Здесь объемы, если не пугающие, то, как минимум, такие, о которых официальным импортерам новых авто, надо серьезно поразмыслить. В процентном соотношении – все выглядит совсем не страшно и не критично. По сравнению с 2012 г., в нынешнем году продажи новых коммерческих авто упали почти на 1%, а импорт б/у – вырос почти на 30%. Плюс – внутренние перепродажи также показали почти 30%-ный рост. В реальных автомобилях – это больше 50 тыс. импортированных подержанных коммерческих автомобилей и под 70 тыс. внутренних перепродаж б/у транспорта. Для сравнения, новых коммерческих авто за 7 месяцев было продано чуть больше 8 тыс.
Самые популярные марки среди коммерческого транспорта по внутренним перепродажам в 2013 г. – Volkswagen, Mercedes-Benz, Renault, Fiat, Opel, Ford, GAZ, Citroen, Peugeot, ZAZ.
Самые популярные б/у модели коммерческого транспорта в 2013 г. – Volkswagen Transporter, Renault Kangoo, Volkswagen Caddy, Opel Vivaro, Renault Trafic, Fiat Doblo, Mercedes-Benz W639, Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter W903, Mercedes-Benz W638.
И в этом нет ничего удивительного. Ведь, фактически, покупая за $8 тыс. подержанный 5-летний VW Caddy, человек получает вполне живую иномарку, которую можно использовать и для коммерческих, и для личных поездок. И все это по цене нового Lanos.
Надо отметить, что скачки роста импорта легкового б/у транспорта пришлись на апрель и на июнь. В чем ощущается явное влияние спецпошлин. На завоз подержанного коммерческого транспорта, спецпошлины не повлияли. Необходимо также сказать, что увеличение ввоза подержанных авто в Украину, – это не отличительная черта сегодняшнего дня. А тенденция, которая продолжается не один год.
Конечно, введение утилизационного сбора может ограничить ввоз подержанных автомобилей. Но это не решит проблему дефицита доступных качественных авто. А даже наоборот – усугубит ее. Ведь с утилизационным сбором новые авто станут еще дороже и тем, у кого на них не хватает денег, придется довольствоваться б/у транспортом. Как это было еще совсем не так давно. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)